Зеньковский В.В. Собрание сочинений. Т. 1: О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912–1961), Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916–1957) / Сост., подгот. текста, вступ. ст., и примеч. О.Т.Ермишина.
Автор(ы):
Зеньковский В.В.
Издательство:
Русский путь
Год выпуска
2008
Число страниц:
448, 528
Переплет:
твердый
Иллюстрации:
есть
ISBN:
978-5-85887-277-1, 978-5-85887-307-5 (т.1), 978-5-85887-308-2 (т. 2)
Размер:
219х150х23 мм
Вес:
1180 г.
Голосов: 4, Рейтинг: 3.66 |
700 р.
Описание
На основе обширного творческого наследия философа, богослова, психолога, педагога, литературоведа и мемуариста В.В.Зеньковского (1881–1962) впервые издается Собрание сочинений, в котором представлены работы по различным темам и отраслям знания. В издании представлены преимущественно малоизвестные и не переиздававшиеся тексты.
В 1-м томе собраны статьи, очерки и рецензии, посвященные русской философии и литературе. В них рассмотрены и охарактеризованы как классики русской литературы и философской мысли (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев и др.), так и современники В.В.Зеньковского (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, С.И.Гессен, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др.). В работах В.В.Зеньковского представлена целостная философская и литературная панорама (от русского материализма до философского содержания русской поэзии), которая объединена авторским интересом к самым разнообразным явлениям русской культуры.
Во 2-м томе собраны статьи и очерки, посвященные различным аспектам православия и религиозной культуры. В них исследованы богословские проблемы (свобода, зло, образ Божий в человеке и др.), проанализированы явления современной автору религиозной жизни (безбожие, деформация христианства), рассмотрена роль православия в истории русской эмиграции (деятельность Русского студенческого христианского движения). Ведущей для этих работ является идея православной культуры, с которой В.В.Зеньковский связывал будущее преодоление общеевропейского духовного кризиса.
В 1-м томе собраны статьи, очерки и рецензии, посвященные русской философии и литературе. В них рассмотрены и охарактеризованы как классики русской литературы и философской мысли (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев и др.), так и современники В.В.Зеньковского (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, С.И.Гессен, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др.). В работах В.В.Зеньковского представлена целостная философская и литературная панорама (от русского материализма до философского содержания русской поэзии), которая объединена авторским интересом к самым разнообразным явлениям русской культуры.
Во 2-м томе собраны статьи и очерки, посвященные различным аспектам православия и религиозной культуры. В них исследованы богословские проблемы (свобода, зло, образ Божий в человеке и др.), проанализированы явления современной автору религиозной жизни (безбожие, деформация христианства), рассмотрена роль православия в истории русской эмиграции (деятельность Русского студенческого христианского движения). Ведущей для этих работ является идея православной культуры, с которой В.В.Зеньковский связывал будущее преодоление общеевропейского духовного кризиса.
СОДЕРЖАНИЕ Т. 1
О.Т.Ермишин. Путь к идейному синтезу и единству
(О жизни и трудах В.В.Зеньковского)
От составителя
Статьи, очерки и рецензии (1912–1961)
Проблема бессмертия у Л.Н.Толстого
Проблема творчества (По поводу книги Н.А.Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»)
По поводу книги И.А.Ильина «О сопротивлении злу силою»
<Рецензия на книгу:> Н.О.Лосский. Ценность и бытие. <Париж>: YMCA-Press, 1931
<Рецензия на книгу:> Н.О.Лосский. Типы мировоззрений. Введение в метафизику. <Париж,> 1931
О значении воображения в духовной жизни
(По поводу книги Б.П.Вышеславцева «Этика преображенного эроса». Париж, 1931)
Проблема красоты в миросозерцании Достоевского
<Рецензия на книгу:> С.Н.Булгаков. Агнец Божий.
О Богочеловечестве. Ч. 1. Париж, 1933
Памяти проф. Г.И.Челпанова
<Рецензия на книгу:> С.Н.Булгаков. Утешитель.
О Богочеловечестве. Ч. 2. Париж, 1936
Памяти А.С.Пушкина
Памяти Л.И.Шестова
С.И.Гессен как философ
Идея христианского реализма (По поводу книги С.Л.Франка «Свет во тьме»)
Учение С.Л.Франка о человеке
Б.П.Вышеславцев как философ
Кто фальсифицирует историю русской философии?
Черты утопизма в истории русской мысли
Идея всеединства в философии Владимира Соловьева
Эстетические воззрения Вл. Соловьева
О мнимом материализме русской науки и философии
Миросозерцание И.С.Тургенева. К 75-летию со дня смерти
Памяти Н.В.Гоголя. К 150-летию со дня рождения
К юбилею А.П.Чехова
Л.Толстой как мыслитель (К диалектике его духовных исканий)
Философские мотивы в русской поэзии
Приложение
Преодоление платонизма и проблема софийности мира
Примечания
СОДЕРЖАНИЕ Т. 2
Россия и Православие
Идея православной культуры
Православие и русская культура
Религиозное движение среди русской молодежи
в эмиграции
Автономия и теономия
Свобода и соборность
Факты и размышления
Система культурного дуализма
О чуде. Возможность и реальность чудес
Очерки идеологии Русского студенческого христианского движения
Съезд в Афинах
Об образе Божием в человеке
Дар свободы
Проблема церковной культуры
Кризис протестантизма в Германии
Национальный вопрос в свете христианства
Зло в человеке
Об участии Бога в жизни мира
Русское студенческое христианское движение: история, деятельность, задачи
Окамененное нечувствие
(У истоков агрессивного безбожия)
Наша эпоха
Проблемы культуры в русском богословии
Судьба Халкидонских определений
По поводу книги В.С.Варшавского «Незамеченное поколение»
Мечты о России
Приложение
В.В.Зеньковский. Библиография. Статьи, очерки и рецензии (1906–1962)
Примечания
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962) был ученым с многосторонними интересами и неиссякаемой всю жизнь жаждой познания. Он сам писал: «Я ненасытимо люблю мир идеи, люблю изучать разные отрасли знания; моя последняя специальность — философия — это как бы большая узловая станция, где скрещивается много разных путей». Однако прежде чем рассмотреть философские взгляды и идеи Зеньковского, сначала следует уяснить основные этапы его жизненного и творческого пути.
Зеньковский поражает многообразием своих интересов. Он учился на естественно-математическом факультете Киевского университета, затем занимался психологией и философией в семинаре Г.И.Челпанова, окончил историко-филологический факультет Киевского университета и защитил магистерскую диссертацию в Московском университете. В эмиграции Зеньковский от психологии обратился к проблемам педагогики. На период 1923–1926 гг. приходится наибольшее количество публикаций Зеньковского по педагогике и психологии. Новый этап для Зеньковского начался в связи с его переездом в Париж (1926) и ознаменован растущим интересом к богословию и религиозно-философским проблемам, на что указывает большинство публикаций ученого в парижском журнале «Путь». В конце жизни ведущими в исследованиях Зеньковского стали темы — русская философия и литература, православная антропология (книги «История русской философии» (1948–1950), «Образ человека в Восточной церкви: Основы православной антропологии» (1951), «Н.В.Гоголь» (1961) и др.). Подведением итогов в занятиях философией можно считать фундаментальный труд Зеньковского «Основы христианской философии» (1961–1964). Зеньковский прошел несколько этапов научного, интеллектуального пути, и необходимо исследовать их идейную взаимосвязь или внутреннюю диалектику.
Главная цель данной статьи — понять и оценить в целом идейные замыслы Зеньковского и интеллектуальный проект всей его жизни. С одной стороны, поставленная цель упрощается, а с другой — усложняется отсутствием обобщающих работ о В.В.Зеньковском. Все работы о Зеньковском касаются лишь отдельных аспектов в его научном наследии. Исследователей интересует Зеньковский то как педагог и психолог, то как философ и богослов. Никто не попытался понять научное наследие Зеньковского с точки зрения того всеобъемлющего синтеза, который декларировал сам ученый. Необходимо принципиально отказаться в понимании мировоззрения Зеньковского от того, чтобы считать приоритетным тот или иной аспект, и попытаться собрать воедино всю «идейную мозаику» ученого. Нужно сначала изучить мысли Зеньковского во всех их деталях и оттенках, чтобы понять интеллектуальную эволюцию Зеньковского в ее последовательном стремлении к раскрытию высших истин о мире и человеке. Остановим внимание на отдельных, наиболее значимых, этапах жизни и творчества Зеньковского.
РЕЦЕНЗИИ
Андрей Мартынов
Религия как способ трансляции научного знания
От Халкидонского собора до Владимира Соловьева
НГ-Религии от 05.08.2009 г.
Современники оставили о нем самые светлые воспоминания: «Пастырь добрый. Мягкость, сочувствие, излучение какого-то природного оптимизма, человечность». И еще: «Его к людям тянуло, и не затем, чтобы навязывать им что-то, а чтобы передавать свет, знания, благодать».
Протоиерей Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962) действительно передавал знания, в том числе и научные. И притом не только как пастырь. Сфера его интересов разнообразна: здесь и педагогика, и философия, и литературоведение, и собственно богословие. И в каждом из них Зеньковский себя блестяще проявил. Вышедшее наиболее полное на сегодняшний день собрание статей в рамках издающегося собрания сочинений в 5 томах отражает все эти направления его деятельности.
Например, идеям педагогики (схожие мысли можно найти в его обстоятельном труде «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии») посвящена статья «Религиозное движение среди русской молодежи в эмиграции». В ней он, в частности, честно констатирует: «Я не знаю, можно ли называть значительным и глубоким русское религиозное движение среди молодежи, но я знаю, что глубока и значительна его тема. Это тема, выдвигающаяся из самой глубины религиозного перелома, переживаемого нами, есть тема оцерковления жизни. Мистическая напряженность и чистое искание правды Христовой не удаляют от жизни, но становятся проводником подлинно творческого духа, обращенного к жизни во всех ее проявлениях. И его пульс бьется и в молодежи».
Или вот философия. Статья «Идея всеединства Владимира Соловьева» (о нем Зеньковский писал и в своей знаменитой «Истории русской философии»). Касаясь концепции мыслителя, изложенной в «Истории и будущности теократии» и «России и Вселенской церкви», он с сожалением отмечал, что в ней «слишком много ненужной фантазии, которая здесь призвана вывести из затруднений систему всеединства. Соловьев оказался в плену монистической концепции. Он принял систему всеединства, то есть отверг онтологический дуализм, который входит в метафизику христианства через идею творения. Онтологическая неодноприродность Бога и мира есть коренная идея христианской метафизики». Зеньковский пишет, что Соловьев оказался увлечен античной идеей всеединства, идущей от платоников, в частности Плотина. Следует, впрочем, отметить, что, несмотря на подобные критические замечания, Зеньковский высоко ценил христианскую антропологию Соловьева (статья «Судьба Халкидонских определений»).
Отражены в сборнике и литературоведческие размышления Зеньковского. И не только о любимом им XIX веке: Чехове, Тургеневе и Гоголе (о последнем у Василия Васильевича вышла и отдельная монография). Есть отклики на современные темы, например, рецензия на книгу Владимира Варшавского «Незамеченное поколение». В ней он, развивая мысль о «миссии русской эмиграции», которая была основной и в труде Варшавского, стремится придать ей религиозное звучание: «Смысл современной трагедии заключается именно в том, что пути культуры и Церкви разошлись чрезвычайно глубоко». И русская эмиграция своими исканиями (описанными в том числе в книге Варшавского) призвана преодолеть секуляризацию не только внутри себя, но и способствовать этому процессу в странах рассеяния.
См. также:
- Зеньковский В.В. Собрание сочинений. Т. 3: Проблема психической причинности / Василий Зеньковский; [подгот. текста и примеч. О.Т.Ермишина].
- Зеньковский В.В. Собрание сочинений. Т. 4: Христианская философия / Василий Зеньковский; [сост., подгот. текста О.Т.Ермишина; примеч. О.Т.Ермишина и В.И.Коцюбы].