Главная Интернет-магазин Религия, богословие, философия
Шмеман А., прот. Беседы на Радио «Свобода»: В 2 тт.
Автор(ы):
Шмеман А., прот.
Издательство:
Православный Свято-Тихоновский Богословский институт
Год выпуска
2009
Число страниц:
624, 544
Переплет:
твердый
Иллюстрации:
есть
ISBN:
978-5-7429-0407-6
Размер:
242х145х38 мм
Вес:
1820 г.
Теги:
шмеман, беседы на радио свобода Голосов: 2, Рейтинг: 3.44 |
998 р.
Описание
«У нас в студии профессор философии священник отец Александр», — так на протяжении тридцати лет представляли слушателям Радио «Свобода» протопресвитера Александра Шмемана. Собиравшие у приемника тех, кого и в самые глухие советские времена волновали были вопросы веры и христианской культуры, его выступления в эфире долгие годы оставались для многих и многих в СССР важнейшим источником знания о христианской вере.
Отец Александр вел свои радиобеседы по воскресным дням с марта 1953 года практически до самой кончины в декабре 1983 года (последняя беседа, которую он подготовил на праздник Сретения Господня 1984 года, осталась непроизнесенной). Несколько десятков из них были опубликованы в виде сборников и отдельно (в том числе, начиная с 1990-х гг., в России), но как целое эта часть наследия о.Александра остается и поныне малоизвестной. Настоящее издание устраняет этот пробел. Собрание составили аудиозаписи, сохранившиеся в архивах радиостанции «Свобода» и Свято-Владимирской семинарии в Крествуде и любезно переданные издательству ПСТГУ. Распределенные по тематическим рубрикам, они с особой наглядностью являют все многообразие тем, бывших в центре внимания отца Александра как проповедника и богослова: Евангельская весть в современном мире, Таинства и, особенно, Евхаристия, Церковь и общество, хриятианская культура, положение гонимой в Советском Союзе Церкви.
Беседы отца Александра, открывавшие истину и красоту православной веры и церковной жизни самым неподготовленным слушателям, навсегда останутся в «золотом фонде» христианской апологетики ХХ века.
Отец Александр вел свои радиобеседы по воскресным дням с марта 1953 года практически до самой кончины в декабре 1983 года (последняя беседа, которую он подготовил на праздник Сретения Господня 1984 года, осталась непроизнесенной). Несколько десятков из них были опубликованы в виде сборников и отдельно (в том числе, начиная с 1990-х гг., в России), но как целое эта часть наследия о.Александра остается и поныне малоизвестной. Настоящее издание устраняет этот пробел. Собрание составили аудиозаписи, сохранившиеся в архивах радиостанции «Свобода» и Свято-Владимирской семинарии в Крествуде и любезно переданные издательству ПСТГУ. Распределенные по тематическим рубрикам, они с особой наглядностью являют все многообразие тем, бывших в центре внимания отца Александра как проповедника и богослова: Евангельская весть в современном мире, Таинства и, особенно, Евхаристия, Церковь и общество, хриятианская культура, положение гонимой в Советском Союзе Церкви.
Беседы отца Александра, открывавшие истину и красоту православной веры и церковной жизни самым неподготовленным слушателям, навсегда останутся в «золотом фонде» христианской апологетики ХХ века.
См. также:
- Об авторе
- О Церкви (Цикл воскресных бесед, произнесенных прот.А.Шмеманом на радио «Свобода» в 70-е годы) («Вестник РХД» №186 )
- Шмеман А. прот. Собрание статей
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Обшарпанные и битком набитые кабинеты радиостанции «Свобода» были совершенно отдельным миром — языки бескрайней cоветской империи смешивались с густым сигаретным дымом и носились над хаосом бумаг, телефонов, пленок с записями и переполненных пепельниц. «Здравствуйте, отец Александр!» — уже по-русски звучали приветствия. Вскоре он оказывался в звукоизолированной студии за огромным микрофоном, и я ждал, что из динамика в аппаратной вот-вот раздастся его густой русский баритон — совсем не такой голос, каким он всегда
говорил по-английски, но куда более родной. В его выступлениях были элементы и лекции, и проповеди, но больше всего, как отметил Джин Сосин, бессменный главный редактор Радио «Свобода», это напоминало разговор с близким другом, хотя отец и не имел в то время никакого представления о своих слушателях.
Его беседы были больше, чем просто дружеские — это были беседы с русскими собратьями. Отец всегда говорил о том, чтобы поехать в Россию, но сделать это ему так и не удалось. И, несмотря на это, он оставался русским до глубины души — так, как это удавалось очень немногим из обширной и блестящей эмигрантской среды <…>
Нагрузка у него была огромная. Кроме руководства Семинарией и преподавания в ней, он изо дня в день был занят работой по уcтроению Православной Церкви в Америке, постоянно разъезжал с лекциями и проповедями по всему континенту и за его пределами. Но подготовка и распечатка скриптов (текстов радиобесед) изо дня в день, из года в год оставались неизменной осью всей жизни моего отца и его миссионерских трудов в Америке. Мама, Ульяна Сергеевна Осоргина, вспоминала,
что тексты для Радио «Свобода» часто составлялись им поздно вечером, накануне записи. И где-то около полуночи они впрыгивали в машину, чтобы отвезти рукописный текст машинистке в соседний город. Отец вел машину, а мама сидела рядом; на следующее утро он должен был забрать машинописный текст и вернуться электричкой на Радио «Освобождение» (в 1959 году переименованное в Радио «Свобода» и переехавшее в более солидное помещение).
«Скрипты эти писались кровью, — вспоминает отец Фома Хопко, мой шурин, бывший декан Свято-Владимирской семинарии, который часто останавливался у нас дома в те годы. — Это было неизменной частью его жизни. Он без конца обдумывал, как преподнести понятия “вера”, “молитва Господня”, “русская литература”, постоянно спрашивал: “Как сделать это понятным в советском контексте? Как передать видение, а не просто доктрину?”» Подготовка бесед становилась, по сути, внутренним диалогом двух миров отца Александра — старого мира «русского Парижа» и нового, американского мира, который он так горячо принял. Радиопередачи давали ему возможность подняться над обоими мирами и свидетельствовать о них.
Его передачи никогда не были, да и не могли быть «пропагандой». То были в буквальном смысле беседы с русским человеком, изголодавшимся по духовной пище, и одновременно беседами с самим собой. Он говорил о вечных вопросах и великих истинах, о литературе и культуре, о надежде, но прежде всего, конечно же, о красоте и истинности православной веры. Говорил словами, понятными всем, ибо верил в то, что
говорил. Как сказал К.С. Льюис, который в годы Второй Мировой войны сам вел передачи на Би-Би-Си, «писать по-ученому может каждый болван. Разговорный язык — вот пробный камень. Кто не может облечь в него свою веру, тот или не понимает ее, или сам не верит». Отец
Александр и понимал, и верил. Как пишет в своих замечательных воспоминаниях о работе на Радио «Свобода» «Проблески свободы» Джин Сосин, «воскресные беседы были адресованы не только тайно верующим, но и тем, кого не удовлетворяло марксистско-ленинское атеистическое мировоззрение, тем, кто искал духовной поддержки, чтобы заполнить пустоту жизни. Отец Александр одинаково избегал и крикливого пафоса, и нарочитой отстраненности. Он спокойно обсуждал этические и религиозные проблемы, обращаясь к верующим и “сочувствующим” в СССР». По словам Д.Сосина, «Воскресные беседы» с самого начала стали там одной из самых популярных программ, и люди тайком настраивались на «голоса», несмотря на усиленное глушение и политическую небезопасность этого занятия.
Свою знаменитую последнюю работу, «Евхаристию», отец Александр посвятил России. Во введении, написанном за месяц до кончины, он говорил об этой книге так: «Я писал ее с думой о России, с болью и одновременно радостью о ней. Мы здесь, на свободе, можем рассуждать и думать. Россия живет исповеданием и страданьем. И это страданье, эта верность есть дар Божий, благодатная помощь.
И если хоть часть того, что я хочу сказать, дойдет до России, и если хоть в чем-то окажется полезной, я буду считать, с благодарностью Богу, дело мое исполненным».
У меня нет сомнений в том, что, слушая эти записи, люди сочтут дело его поистине исполненным.
Cергей Александрович Шмеман
ИЛЛЮСТРАЦИИ
|
Эти беседы я хотел бы посвятить вере… и прежде всего тому, как прорастает она в отдельной душе. В самом деле, что бы я ответил, если бы меня спросили: «Что значит для вас Бог?.. Кто такой для вас Христос?.. Вы говорите всегда о Церкви – но в чем её смысл? Вы говорите о Троице, о Духе Святом, о благодати и таинствах, о прощении грехов, но за всеми этими словами должен ведь стоять живой личный опыт, иначе к чему они? А между тем в нашем мире, далеко ушедшем от веры, так трудно прорваться к этому опыту, так трудно по душам поговорить о нем!»
Так вот – попробуем. За тридцать лет священства я понял, что самое трудное дело – говорить о самом простом и самом насущном. Как легко излагать чужие мысли, ссылаться на чужой опыт, говорить чужими словами и как трудно – от сердца к сердцу! Итак… попробуем начать с Начала всех начал – с Бога. На вопрос всех вопросов «Почему я верю?» можно ответить только одно: потому, что Бог дал мне эту веру и все время дает. Дал как дар, в реальности которого удостоверяет меня та абсолютно ни от чего в мире не зависящая радость, тот абсолютно ни от чего внешнего не зависящий мир, которые ощущаю в себе в те редкие минуты, когда слово «Бог» перестает быть только словом, становясь изливающимся на меня водопадом света, любви, красоты, истинной жизни. Мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17) — так сказал об этом апостол Павел, и нет уже других слов. Ибо когда веришь и живешь верой, слов не нужно, да они и невозможны. Протопресвитер Александр Шмеман
|
СОДЕРЖАНИЕ
ТОМ 1
ПРЕДИСЛОВИЕ
С.А. Шмеман. О БЕСЕДАХ О. АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА НА РАДИО «СВОБОДА»
ОТ РЕДАКЦИИ
I. ВЕРА И НЕВЕРИЕ
«Я ВЕРЮ В БОГА…»
Предельно личная религия
Каково мое истинное «я»?
«Я верю» – что это значит?
В какого Бога?
Всечеловеческое достояние
Опыт веры – мой ли он?
Единственное имя
НЕПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ СПОР
Время сравнить
Необъяснимое неверие
На последней глубине
Исконное содержание
Высшая разумность
Растворяя ставни
Беспомощная трактовка
Познается по плодам
НОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ВОЙНА
«Религия» против религии
Две веры
Спор о Боге и богах
НАЧАЛО ВСЕГО
Главная тема
Универсальное знание
Доказательство от света
Доказательство от полноты
Возможность невозможного
Историческое лицо, Господь, Учитель
Заново поверить в непобедимость добра
Почему замалчивается Рождество?
Блаженны не видевшие и уверовавшие
ВРАГИ ОДУХОТВОРЕНИЯ
Во имя чего?
Контрабандный идеал
Объект ненависти
Поразительное мировоззрение
Парадокс нашей веры
Слепота и зрячесть
ПСЕВДОНАУЧНОСТЬ
Одно из главных обвинений
Догматизированная пропаганда
Смешение понятий
«Борьба» с наукой?
Порабощенное знание
Объективно и честно
Подлинно научный подход
Cкучная помеха
Обывательщина
СВЕРХУ ИЛИ СНИЗУ?
Единство веры и разума
Полярные объяснения
Цена отказа
«Како веруеши?»
Общее – поиск
Нужда в безмерно большем
За пределами науки
Радость или сытость?
В едином мiре
Разоблаченный «гуманизм»
МНИМЫЙ АНТАГОНИЗМ
Основополагающее различие
Неоправданное разделение
Отказ от подлинного знания
Путь к соединению
Метафизический «уклон»
Сближение исходных позиций
Современная наука о начале и конце
Ложная предпосылка
Два пережитка
Встреча смирения и мудрости
II. ЧЕЛОВЕК
КОЛЛИЗИЯ ОБЪЯСНЕНИЙ
Божественное измерение
Спасительная тайна
Что и для чего ест человек?
Что и для чего ест человек? (оконч.)
Что и для чего ест человек?
(паралл. верс.)
Что и для чего ест человек? (паралл. верс., оконч.)
Истинное величие
Объект борьбы
Тупик материалистической антропологии
Настоящий замысел
Объяснение сверху
ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО
Главная жажда
Корень недуга
Где искать счастья
То, что глубже и подлиннее
Напоминание о забытом
Самая нужная правда
Невидимая история
Cвидетель Духа
Неумолкающий призыв
ИСТОЧНИК И ТАЙНА
Очищенный и вознесенный
«Желание чудное»
ДУША
Единственная защита
Не повредить!
Потеря равновесия
СОВЕСТЬ
Частица Божества
Последний шанс
ХРИСТИАНСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Конечный оплот
Религия и идеология
Абсолютная ценность человека
Что отрицает и утверждает Рождество
ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК
Самый насущный подвиг
Смертельная борьба
«ВЕЧНАЯ ДЕТСКОСТЬ»
Восстановить целостность
Дар радости
ПОСЛЕДНИЙ ВРАГ
Мучительная дилемма
«Последний же враг истребится – смерть»
Отравленный плод
Причастие смерти
Приобщение к жизни
Спасение: от чего и как?
Испытание на глубину
В предощущении вечноcти
СВОБОДА
Отнесенная к личности
Источник и суть
Временное освобождение или коренная перемена?
Что воистину освобождает?
Высокий и трудный идеал
ЗАКОН БРАТСТВА
«Лучшее на земле»
Братство – правда и закон
М. Бубер: Философия диалога
ТРУД
Отчуждение или преображение?
Таинственная связь
Не цель, а средство
ГИМН ЖЕНЩИНЕ
Презрение и низведение?
Носительница сердца
Неотъемлемое призвание
Образ подлинной человечности
Доколе она в мiре
ПАДАЯ И ВНОВЬ ПОДНИМАЯСЬ
Где подлинный человек?
В свете изначального замысла
Возврат и утверждение
ЧАСТЬ III. ОСНОВЫ ХРИСТИАНСТВА
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
«Отче наш»
«Да святится имя Твое»
«Да приидет Царствие Твое»
«Да будет воля Твоя»
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
«И остави нам долги наша»
«И не введи нас во искушение»
«Яко Твое есть Царство»
CИМВОЛ ВЕРЫ
Введение
«Верую»
Вседержитель и Творец
Господь Иисус Христос
Господь Иисус Христос (продолж.)
Господь Иисус Христос (оконч.)
Сын Божий
Тайна триединства
Спаситель
Богочеловек
Воплотившийся
Распятый при Пилате
Обличение зла как зла
Страдавший
Погребенный
Радость первых христиан
Восшедший на небеса
Паки Грядущий
Царство Христово
Дух Святой
Глаголавший в пророках
Церковь единая,Святая
Едино Крещение
Воскресение мертвых
РЕЛИГИЯ ОТКРОВЕНИЯ
Равноважные стороны
Высший закон мiру
Невидимое в видимом
Триединство откровения, веры, свободы
Бог–Любовь
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Сердце христианства
Главная радость
Невероятное «заблуждение»
Человеческое измерение
БОГ СВОБОДЫ И ПРОБЛЕМА ЗЛА
Зависит только от нас
Самый трудный вопрос
Самый трудный вопрос (продолж.)
Самый трудный вопрос (оконч.)
Одоление зла
Две очевидности
ХРИСТИАНСТВО И ЛЖЕРЕЛИГИЯ
Идолопоклонство
Мнимое противоречие
Жизнь как единство и любовь
Cпасительное разделение
Не грех, а заслуга
Христос говорил только о вере
О нашем идолопоклонстве
Чем уникально христианство
C вопроса о Христе
Коренная мутация
Трагедия, но и надежда
РЕЛИГИЯ ЧУДЕС?
О чуде
Плод, а не источник
Чудо чудес
Лишь чудо любви
Поверх ложной дилеммы
Не нарушение но исполнение
Истинный контекст
БИБЛИЯ
Революция в истории
Физическая аксиома?
ЕВАНГЕЛИЕ
Опыт тьмы и гибели
Радикальная новизна
Три искушения
Неиссякающее семя
О блудном сыне
О Страшном суде
ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
«Блаженны плачущие»
«Блаженны кроткие»
«Блаженны алчущие и жаждущие правды»
«Блаженны милостивые»
«Блаженны чистые сердцем»
«Блаженны миротворцы»
«Блаженны изгнанные за правду»
КРЕСТ
Призыв к невозможному
Не уничтожить, не вытравить!
ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Cвидетельство о Женщине
Знание, даруемое любовью
Сказавшая «да» за всех нас
Чистейший плод
Приснодевство
Спасающий покров
«Пречистый Храм»
Дар Богу
Дар мiру
СВЯТОСТЬ
Св. апостол Павел.
Вне систем и схем
Св. апостол Павел. Встреча с Христом
Св.апостол Павел. Благовестник свободы
Завет на все времена
Воплощенная суть
Воплощенная суть (продолж.)
Воплощенная суть (продолж.)
Воплощенная суть (продолж.)
Воплощенная суть (оконч.)
Наставник деятельной любви
Залог вертикали (прпп. Сергий и Серафим)
Нужнее всего
Непрестающий свет
Выше всех теорий
ТАИНСТВА
Предварительный вопрос
Материя и дух
Добрo?та твари
Материя: подлинная сущность
Вода: всеобъемлющий символизм
Окончательное раскрытие
Неотъемлемое выражение
Неотъемлемое выражение (оконч.)
Проявление замысла
Символ символов
Символ символов (оконч.)
К тайне человека и мiра
Путь особого знания
Явление невидимого
Утраченное понимание
Утоление жажды
Встреча и приветствие
На выбор и борьбу
Освящение воды
Погружение в Жизнь
Преображенный знак
Миропомазание
В свете других таинств
IV. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ
ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВЕРА
Только в Боге
Неизъяснимая реальность
Незаслуженый дар
Отечество «чужих»
Из света и радости
ПОПЫТКА ОСМЫСЛИТЬ
Исповедание, вызов, напоминание
Уверенность в невидимом
Начало богосыновства
Бог Творец
Небо
Небо на земле
ВСТРЕЧАЯ РОЖДЕСТВО
Возврат к детству
«Детскость» христианства
Как исполнить заповедь
Главный опыт
От объяснения к ожиданию
Встретившиеся у яслей
Бог — звучит смиренно
Приходит Сам, ибо совершенен
Из очевидного сердцу
Невидимый мiр
ПЕРЕЖИВАЯ ПАСХУ
Это нельзя выдумать
Радость любящих
Доказательства не нужны
Не поздно еще
«Прииди и виждь»
СВИДЕТЕЛЬСТВА
«Глас хлада тонка»
Живая встреча (С. Булгаков)
Живая встреча (А. Фроссар)
Живая встреча (Н. Мотовилов
О беседе прп. Серафима с Мотовиловым
V. ТАИНСТВО ТАИНСТВ
Два замечания
Для всех, от имени всех, всеми
Вечно новое понимание
Небывалая связь
Небопроницаемый мiр
Явление единства
Собрание
«Благословенно Царство»
Великая ектения
Восхождение призванных
Приближение к престолу
Слово Божие
«Елицы вернии»
Наша и Его жертва
Принесение даров
Самих себя, друг друга, всю нашу жизнь
Целование мира и исповедание веры
Молитва благодарения
Преложение в жизнь с Богом
Самоприношение Божие
Исполнение любви
ТОМ 2
VI. ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ПУТЬ И СРЕДСТВО
Начало возврата
Метод пробуждения и освобождения
Не хлебом единым
Воскрешение совести
ПРЕДДВЕРИЕ
Первое приглашение
Зов великопостной весны
Смириться перед правдой
Откровение о блудном сыне
Мы будем судимы любовью
И нет суда страшнее
Предпостовые воскресенья
ПРОЩЕНИЕ И ПОКАЯНИЕ
Ставка на высшее
Приступая к подвигу
Основано на любви
Дверь в иное измерение
Пробиться сквозь стену
На таинственной глубине
Два покаяния
Три призыва
СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ
Лучшее в человеке
Вcтреча с тишиной
Вздох об ином
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА
Прошения «отрицательные»
Прошения «положительные»
О праздности и унынии
О праздности и унынии (паралл. верс.)
О любоначалии
О празднословии
О целомудрии
О смиренномудрии, терпении и любви
НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ
Радость и победа Креста
Перед судом распятой Любви
ПРИБЛИЖЕНИЕ СТРАСТЕЙ
Вглядеться снова
«Чертог Твой»
Наше восхождение
От Крестопоклонной к Страстной
В решающие дни
В отсвете Лазаревой субботы и Вербного воскресенья
Погружение в тайну
Последняя схватка
VII. ПРАЗДНИКИ
КЛЮЧ К СОДЕРЖАНИЮ ВЕРЫ
«Скажи мне, что ты празднуешь»
Вечное претворение
Просвещение будней
ВЕЛИЧАЙ, ДУШЕ МОЯ!
Радость восстановленной жизни
Прекрасная правда
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
Увенчание приготовления
Бессилие, ставшее силой
Необходимое поражение
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Новое средоточие
НАРАСТАЮЩЕЕ ОЖИДАНИЕ
Дать место празднику
Космическое торжество
О предрождественском времени
Приближение богочеловеческой жизни
И растворяется тьма
Весть, обращенная ко мне
Преодоление «взрослости»
Прежде всех философий
История и человек в ней
«Христос раждается»
В ответ на ожидание
Наша божественность и Его человечность
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Из победы над ложной верой
Плод семьи Божией
«Мы же – Матерь Деву»
Исцеление ума
«Возсия мирови свет разума»
«С нами Бог!»
«Детский» праздник
«Отроча младо»
Вечно «детский» ответ
И все становится возможно
«Я возвещаю вам великую радость»
«И на земли мир»
Издалече пришли мы
Вечное шествие
Две власти
БОГОЯВЛЕНИЕ
Сплетение тем
Обновление твари
Самоотождествление, приятие, прообразование
СРЕТЕНИЕ
Ожидание встречи
Последний смысл
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
«Виденье, непостижное уму»
Наш единственный ответ
Божественная любовь и человеческая свобода
Приятие неба
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Новое и неслыханное
Единственное земное торжество
Царство Божие здесь и сейчас
Для мiра сего
Удостоверяющая сила
Праздник освобождения
ПАСХА
Прообраз и исполнение
Новый опыт времени
Три измерения
Чем побеждает христианство
Снова победа над тьмой
Христос воскресе!
Залог преображения
Свидетельствует пасхальная ночь
К лишенным радости Воскресения
Cквозь тень Креста
Из гефсиманского одиночества
Нестареющие слова
НЕДЕЛЯ О ФОМЕ
Вечный кладезь уверения
Засвидетельствованное блаженство
Верхний этаж знания
НЕДЕЛЯ ЖЕН–МИРОНОСИЦ
Бессмертие любви
Свидетельницы Жизни
Просто верность
Сияющие мiру
НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ
Не чужой – Свой
Возвращенный Человек
НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ
Ключевые слова
Утоленная жажда
Революция в религии
Дар свободы
НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ
Вечная история
Не увидят, не примут
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Небо в душе
Утверждение вертикали
«Развенчанный» символ
К полному одухотворению
CВЯТАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Ожидая великого утешения
Истинное призвание
Алкание Духа
Всеобъемлющая мечта
Отнесенное время
НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ
Зачем нужны святые?
Верные Духу
Праздник лучшего
В память об ином замысле
НЕДЕЛЯ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ
Незримая связь
Две России
Выбор народной души
Духовная икона
Подлинная слава
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Нет иного пути
Таинственный рост
«Господи! Хорошо нам здесь быть»
«Свет присносущный»
УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Не разлука, а соединение
В сердце Руси
Неумирающая красота
НОВЫЙ ГОД
Самое глубокое и непреходящее
Изнутри и свыше
Счастье следовать за Христом
Пусть приходит оно, будущее!
Намек и предчувствие
VIII. ХРИСТИАНСТВО И МIР
СЕКУЛЯРИЗМ
Знамение эпохи
Извращение религиозного сознания
Порабощение верующих
Порабощение и неверующих
Рабство «освобожденных»
ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ
«Абсолютно желанное»
Главное условие
СОБЛАЗН, БЕЗУМИЕ, ЧУДО
Наше самоопределение
Верность Царству
Преодоление законов
Громче всех деклараций
«К кому нам идти?»
Чудо XX века
СМЕРТЕЛЬНО ДЛЯ ЛЖИ
Понятие религиозное
Прорыв паутины
Злостная натяжка
МIР БОЖИЙ И К БОГУ ИДУЩИЙ
Двойное возвращение
Одно из самых нужных слов
С ударением на «новый»
Благодарение – начало свободы
И за тех, кто не знает Его
Вместо отвержения – одухотворение
ТРАГЕДИЯ ДОГМАТИЗМА
Странный «арьергард»
Симптом развала
ПОИСКИ ЕДИНЕНИЯ
Молитва о единстве
Молитва о единстве (продолж.)
Молитва о единстве (оконч.)
СЧАСТЬЕ ХРИСТИАН
Где сокровище наше?
Во встрече и узнавании
Вечно возможная радость
От сердца к сердцу
Религия радости
ИЗГОНЯЮЩАЯ СТРАХ
Не примиряется и побеждает
О любви – значит о личности
Ближний
Память, ожидание, присутствие
ПУТЬ ХРИСТОВ ВОЗМОЖЕН
Герои духа
Памяти священника Петра Струве
Жизнь всерьез
Удивительная тональность
Полет и счастье любви
IX. ЕДИНАЯ В ГЛАВНОМ (О ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ)
СТИХИЙНЫЙ ВОЗВРАТ
Книга об Андрее Рублеве
Паломничество к собственной душе
Зов иконы
Бездарный окрик
РЕЛИГИОЗНОЕ ВДОХНОВЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Единая интуиция
Заря русской поэзии
Тайна Пушкина
Лермонтов: «таинство печали»
Тютчев: любовь, побеждающая бездну
Странная жажда
Страницы о вере
Он жил «немеркнущим светом» (на смерть Г.Адамовича)
«Сретенье» Иосифа Бродского
ВЕЛИКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ (А. СОЛЖЕНИЦЫН)
«Образ вечности»
Отнесенность к главному
Молитва – опыт победы
Христианский трагизм
Все та же правда
ЗАПАД: УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Последний из могикан (Ф. Мориак)
Непрерывающаяся традиция
Религиозное отношение к слову (У. Оден)
X. «ГОНИМЫ, НО НЕ ОСТАВЛЕНЫ»
ГОНЕНИЯ НА ВЕРУ: КОРНИ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
«Зачем Ты родился?»
Страх
Неизбежная ненависть
Парадокс антирелигиозной пропаганды
Парадокс антирелигиозной
пропаганды (оконч.)
О пользе юбилеев
Методы борьбы с религией в СССР
Сокрытие истины
Упрощение и подтасовка
Моральный уровень полемики
«Христианство» без благовестия
Сквозь мутную лавину
Запрет быть собой
Правда о главном сокровище
Мнимая свобода
Не убедить и неверующих
Недостойный инфантилизм
«Стариковских» рук дело
Своеобразная критика
Требуется отречение
«Защитники» христианства от Христа
Невыдохшаяся мечта
Почему лжет антирелигиозная пропаганда
Воспитание и свобода
Крах атеистической Педагогики
Вопрос не отвлеченный
Рабы и свободные
Гонения в Белоруссии
Зловещий сигнал
Предвестие нового натиска
ПРОВАЛ
Боятся и обсуждения
Провалившаяся идеология
Бессознательное тяготение
«Пустите детей»
Практический вред
Характерная обмолвка
Открытый поворот
ИСПОВЕДНИКИ НАШИХ ДНЕЙ
Бабушки
Крестный путь Бориса Талантова
Крестный путь Бориса Талантова (оконч.)
Обязанность христиан
В чем наше свидетельство
Последняя проповедь отца Александра Шмемана
Указатель имен