Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №195. I–2009.
Издательство:
Русский путь
Год выпуска
2009
Число страниц:
304
Переплет:
мягкий
Иллюстрации:
есть
ISBN:
ISSN 0767-7294
Размер:
209х135х7 мм
Вес:
300 г.
Голосов: 2, Рейтинг: 3.44 |
350 р.
Описание
В номер вошли материалы конференции и международного семинара, посвященные прот. Александру Шмеману, неизвестное письмо прот. Александра Шмемана о женском священстве, письма А.И.Солженицына к Н.А.Струве, статья Симоны Вейль «Разные виды прикровенной любви к Богу», доклад Ольги Седаковой о дантовском вдохновении в русской поэзии, слово Юрия Кублановского о Пушкине, статья Василия Зеньковского о Гоголе, третья глава готовящегося издания русской версии книги «70 лет русской эмиграции» Никиты Струве, статья Павла Проценко о Дмитрии Гойченко — авторе книги «Сквозь раскулачивание и Голодомор».
СОДЕРЖАНИЕ
Памяти патриарха Алексия (1929–2008) — Никита Струве
БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ
Перевод Псалтири. Псалмы 142–150 — Георгий Федотов
О женском священстве — прот. Александр Шмеман
Материалы конференции, посвященной прот. Александру Шмеману
Поэзия как вести — Ольга Седакова
Экклезиология: теоретические и практические проблемы — игумен Петр (Мещеринов)
«Встреча»: отец Александр Шмеман и А.И. Солженицын — Никита Струве
Наследие прот. Александра Шмемана в российском контексте — Александр Кырлежев
Заключительное слово Иулиании Сергеевны Шмеман на Парижской конференции
Материалы международного семинара, посвященного прот. Александру Шмеману
«Зато слова: цветок, ребенок, зверь...»: размышления о религиозном языке в «Дневниках» прот. Александра Шмемана — Светлана Панич
Категория «отнесенности» у прот. Александра Шмемана и Андрея Тарковского: сходство и различие — прот. Вячеслав Перевезенцев
СУДЬБЫ ЦЕРКВИ
О Константинопольской кафедре — прот. Валентин Асмус
ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДЕ
Разные виды прикровенной любви к Богу — Симона Вейль
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
Письма А.И.Солженицына к Н.А.Струве (1971–1974)
Дантовское вдохновение в русской поэзии — Ольга Седакова
Слово о Пушкине — Юрий Кублановский
«Вестник РСХД» 50 лет назад
Памяти Н.В.Гоголя (к 150-летию со дня рождения) — прот. Василий Зеньковский
ИЗ ИСТОРИИ ЭМИГРАЦИИ
Из книги «70 лет русской эмиграции» — Никита Струве
Гаяна и родная земля — Доминик Десанти
Неравнодушный. Попытки беженца из СССР помочь невольникам за «железным занавесом» — Павел Проценко
В МИРЕ КНИГ
Режис Ладу о Н.Н.Неплюеве — Никита Струве
«По-над нарами табачный дым», или еще одна страница истории ГУЛага — Тамара Приходько
Альманах «Христианос» (Рига), выпуск 17 — Светлана Панич
ХРОНИКА
Значение личности и наследия прот. Александра Шмемана для современной Церкви — Наталья Ликвинцева
Конференция, посвященная Солженицыну — С.
Русско-французские семинары в издательстве «ИМКА-Пресс» — Татьяна Викторова
Отзывы читателей о журнале «Вестник РХД»
ПАМЯТИ УШЕДШИХ
Наталья Леонидовна Трауберг — Ольга Седакова
Оливье Клеман и РСХД — Михаил Соллогуб
Памяти Олега Витальевича Беликова — Никита Струве
РЕЦЕНЗИИ
Андрей МартыновЭмигрантский взгляд на русское православие
О женском священстве и латентной любви к Богу
НГ-Религии от 21.10.2009 г.
Главная тема нового номера — жизнь и творчество протопресвитера Александра Шмемана (1921–1983). Повод не случаен. В конце прошлого и в начале этого года в Париже и Великом Новгороде прошли конференция и семинар, посвященные знаменитому богослову и церковному историку.
Среди докладов конференции выделяется текст Ольги Седаковой «Поэзия как вести», в котором теология отца Александра преломляется через поэзию и одновременно рассматривается влияние последней на его богословствование. Тема языка развивается и в сообщении филолога Светланы Панич. Она обращает внимание на то, что Шмеман стремился вернуть религиозному языку его первоначальную сущность — проявления жизни в свете Царства. Для этого необходим тот тип теологии, который «ближе к поэзии, чем к учености». Не менее важна постоянная проверка языка как в свете личного опыта, так и «исторических форм христианства».
Представлен в журнале и текст самого отца Александра. В данном случае это «Письмо другу, члену Епископальной Церкви «О женском священстве». Шмеман избегает формальной аргументации, основанной на догматическом, каноническом и духовном неприятии нового института. Он пытается его понять, видя в основе комплекс вины и «наивное, почти детское убеждение, что каждое новое направление в западной культуре оправдывает радикальный пересмотр всей христианской традиции». Шмеман апеллирует именно к традиции и одновременно к аргументам сторонников женского священства, обвиняя их в потакании сиюминутной конъюнктурной ситуации и капитуляции перед современной культурой. Спорный взгляд? Но читать увлекательно.
Тема Шмемана продолжена публикацией писем Александра Солженицына Никите Струве. В послании от 14 мая 1972 года он признавался: «Давно уже я с духовным наслаждением слушал по «Свободе» воскресные проповеди отца Александра… И думал я: вот чей храм, чьи службы хотел бы я посещать. Недавно в одну из ночей я услышал его беседу… о моем письме Патриарху и был совершенно растроган: что именно мой любимый проповедник одобряет меня. Это и было мне духовной наградой за письмо и окончательным подтверждением моей правоты».
Из других материалов номера интересна статья Никиты Струве памяти Патриарха Алексия II. Автор описывает свои ощущения в тот момент, когда он узнал, что на патриарший престол был избран сын эмигрантов (Алексей Ридигер родился в независимой Эстонии). Он вспоминает о встречах с Алексием, оценках, которые высказывал Патриарх. Так, Струве подтверждает информацию ряда инсайдерских источников, что Алексий II не был «большим сторонником канонизации царской семьи из-за возможного политического ее использования, полагая, что канонизация великой княгини Елизаветы Федоровны закономерна и всех удовлетворит». Не верил Патриарх и в возможность нормализации отношений с Карловацким Синодом...
Безусловно, любой текст французского религиозного мыслителя Симоны Вейль представляет ценность своей глубиной, граничащей с парадоксальностью. Не являются исключением и «Разные виды прикровенной любви к Богу». Автор «Укоренения» выделяет несколько вариантов латентной любви к Богу. В их числе восхищение красотой мира, любовь к ближнему и дружба. Подобная «предварительная любовь не может иметь Бога своим предметом, ибо Бог в душе не присутствует и еще никогда не присутствовал. Значит, она обращена к другому предмету. И все же она предназначена стать любовью к Богу».
Такой вот парадокс. И не единственный. Вот еще: «Убивающий камень, накормляющий кусок хлеба имеют ту же качественную силу, но только если Христос присутствует в начальной точке, как и в заключительной. Дары жизни и смерти равны».
Парадокс, пожалуй, не менее сильный, чем критика женского священства со стороны протопресвитера Александра Шмемана.