Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.) Православное Дело: Богословские и религиозно-философские сочинения; Письма и записные книжки / [сост. Т.В. Викторовой, Н.В. Ликвинцевой; науч. ред., вступ. ст. и примеч. Н.В. Ликвинцевой].
Оценить (Нет голосов) |
Описание
В настоящее издание вошли самые поздние, итоговые богословские и религиозно-философские сочинения матери Марии (Скобцовой; Е.Ю. Кузьминой-Караваевой; 1891–1945), написанные во Франции во второй половине 1930-х и в 1940-х гг., в период активной работы созданного ею социально-миссионерского объединения «Православное Дело». Поэтому ряд статей отражает поиск нового, «православного», «соборно-личного» метода социальной работы, ее богословского осмысления; другая часть связана с экклезиологической проблематикой, с размышлениями о неразрывной связи церковности и свободы, о положении православной церкви в эмиграции и о ее призвании. Последние тексты написаны уже во время Второй мировой войны и посвящены анализу тоталитаризма, расизма, войне как вызову времени и подлинному христианскому ответу на такой вызов. Часть работ и документов публикуется впервые.
В книгу включены письма матери Марии и ее дневниковые записи этого периода, а также мемуары и документы, связанные с деятельностью «Православного Дела», с активным участием его членов в Сопротивлении в оккупированном Париже, их арестом и гибелью. Публикуемые свидетельства соузниц матери Марии о ее последних днях в лагере Равенсбрюк послужили одним из оснований для ее канонизации в 2004 г. Константинопольским Патриархатом как мученицы.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
От составителей
А. Шмаина-Великанова. «Или христианство — огонь, или его нет»: позднее богословие матери Марии
Н. Ликвинцева. Исторический контекст позднего творчества матери Марии: объединение «Православное Дело», его деятельность и деятели
БОГОСЛОВСКИЕ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
О социальной работе и любви к ближнему
Социальные сдвиги в эмиграции
Социальный вопрос и социальная реальность
Православное Дело
Типы религиозной жизни
Вторая евангельская заповедь
Забытые люди
Судьба русских душевнобольных
[Письмо в редакцию «Последних новостей». 1938]
В мире отверженных
Объединение «Православное Дело» I
Объединение «Православное Дело» II
Церковь и свобода
Крест и серп с молотом
Настоящее и будущее церкви
Испытание свободой
[Письмо в редакцию «Вестника». 1937]
Под знаком нашего времени
На страже свободы
Что такое церковность
Размышления о страдании, войне и смерти
Страдание и крест
Под знаком гибели
Рождение в смерть
Расизм и религия
Четыре портрета
Идея-агрессор
Письмо к солдатам
Прозрение в войне
Размышления о судьбах Европы и Азии
ПИСЬМА И ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ
Письма
К С.Б. Пиленко и Ю. Скобцову
1. [1931 или 1932 г., Кремьё, Изер]
2. [24 февраля 1937, Лион]
3. [20 декабря 1937, психиатрическая клиника Сент-Или]
К С.Б. Пиленко
12 августа [1938, Бурж]
К С.В. Медведевой
[Записка, б.д.]
К митрополиту Евлогию (Георгиевскому)
1 октября 1935, Париж
К Н.А. Бердяеву
[14 июня 1938, Париж]
К протоиерею Сергию Булгакову
1. [16 июля 1938, Париж]
2. [17 сентября 1939, Париж]
К Г.П. Федотову
1. 12 февраля 1939, [Париж]
2. 19 февраля 1939, [Париж]
3. 6 апреля 1939, [Париж]
4. 17 мая 1939, [Париж]
К С.Б. Пиленко из мест заключения
1. [27 февраля 1943, форт Роменвиль]
2. 3 марта 1943, [форт Роменвиль]
3. Декабрь 1943, [концлагерь Равенсбрюк]
4. Март 1944, [концлагерь Равенсбрюк]
Из записных книжек
[Записать старое...]
[Будто рыба...] 15 марта
Жизнь и смерть
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Другие редакции и варианты.
Наброски О социальной работе и любви к ближнему
Церковь и свобода
Положение эмиграцииРазмышления о страдании, войне и смерти
Христианство[Набросок вступления к предполагаемой публикации писем Гаяны
Кузьминой-Караваевой]
II. Дополнительные материалы
К статье «Испытание свободой». Письма в редакцию
И.К. Юрьева. В редакцию «Вестника»
В. В. Зеньковский. От редактора
Документы о деятельности «Православного Дела»
1. [Б.я.] Хроника: Объединение «Православное Дело»2. Листовка-брошюра объединения «Православное Дело»
3. Текст заявления в префектуру полиции о регистрации устава.
22 июня 1935
4. Выписка из уведомления о получении префектурой полиции
заявления о регистрации объединения. 11 июня 1935
5. Основные положения к социальной работе. 1935
6. Справка о должности и зарплате Ф.Т. Пьянова. 1 декабря 1939
7. Объявление об открытом собрании «Православного Дела».
8 ноября 1945
8. Отчет о деятельности «Православного Дела». Не ранее мая 1946
9. Протокол заседания правления «Православного Дела». 2 мая 1946
10. Список членов правления, избранного общим собранием. 2 мая 1946
11. Анонс открытия Богословских курсов при «Православном Деле». 1946
12. Отчет о деятельности «Православного Дела». Конец 1940-х
13. Письмо иеромонаха Софрония (Сахарова) Ф.Т. Пьянову. 11 июня 1948
Из воспоминаний о «Православном Деле»
К.В. Мочульский. Монахиня Мария (Скобцова): Воспоминания.[Фрагменты]
Т.И. Манухина. Монахиня Мария: К десятилетию со дня кончины.
[Фрагмент]
Из воспоминаний об аресте и лагерном заключении матери Марии
С.Б. Пиленко. [ «Если я умру, в этом я вижу благословение свыше...»]Д.Е. Скобцов. [ «Сваливай всю вину на меня, не жалей меня...»]
И.Н. Вебстер. [«...Не все люди даже раз в жизни преображаются так»]
Р. Ласкру. Свидетельство: мать Мария в лагере
С.В. Носович. Встреча с матерью Марией в лагере Равенсбрюк
Е.А. Новикова. Лагерь Равенсбрюк. [Фрагмент]
Ж. де Голль. «О смерть, нет, не тебя я полюбила...»
Письма Юрия Скобцова отцу и бабушке из заключения
1. [11 апреля 1943, Компьень]2. [После 27 апреля и до 20 июля 1943, Компьень]
3. 19.VIII. 1943, [Компьень]
4. [24.VIII. 1943, Компьень]
5. [Первая половина декабря 1943, Компьень]
Примечания
Хроника жизни и творчества. 1891–1945
Библиография прижизненных публикаций в периодических изданиях
русского зарубежья. 1924–1939
Сокращения
Аббревиатуры
Условные обозначения
Указатель имен
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Это четвертая книга в серии из пяти томов, задуманной как максимально полное на сегодняшний день собрание сочинений матери Марии (Скобцовой) (Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, преподобномученицы Марии Парижской). Первая книга, вышедшая в 2012 г., включает в себя все известные на сегодняшний день мемуарные очерки и художественные прозаические произведения матери Марии, написанные большей частью в раннеэмигрансткий период жизни автора и тесно связанные с культурой Серебряного века и ее осмыслением, с пережитой революцией, Гражданской войной и потерей родины. Вторая книга вышла в 2019 г., она включает в себя агиографические и религиозно-философские произведения Е.Ю. Скобцовой второй половины 1920-х гг. (сборники житий «Жатва Духа», книги и статьи, посвященные русским религиозным мыслителям XIX в. — Алексею Хомякову, Федору Достоевскому, Владимиру Соловьеву и др.), а также большой блок публицистических статей, написанных в 1924-1931 гг., до принятия монашества. В третью книгу, изданную в 2022 г., вошел основной корпус богословских и религиозно-философских сочинений и публицистики матери Марии, написанных главным образом в 1932-1936 гг., то есть в период сразу после монашеского пострига; это статьи, посвященные темам богословского обоснования творчества, православного почитания Богоматери, смыслу монашества и аскетизма, а также серия очерков о жизни русских эмигрантов во Франции и в Прибалтике. В заключительной, пятой книге предполагается максимально полно представить поэтическое наследие матери Марии, ее стихотворения, поэмы и мистерии, в том числе не издававшиеся ранее. Каждый том включает в себя переписку и дневниковые записи матери Марии соответствующего периода, а также Приложения с дополнительными материалами, позволяющими лучше понять публикуемые тексты; каждая книга сопровождается библиографией и хроникой жизни матери Марии, особенно подробно передающей канву жизни, соотносимую с публикуемыми материалами.
В настоящее издание вошли самые поздние, итоговые богословские и религиозно-философские сочинения матери Марии, написанные во второй половине 1930-х и в 1940-х гг. и относящиеся к периоду ее работы в социально-миссионерском объединении «Православное Дело». Корпус статей разбит на три блока по тематическому принципу. В первый раздел «О социальной работе и любви к ближнему» вошли труды, наиболее тесно связанные с теоретическим обоснованием практической деятельности созданного матерью Марией «Православного Дела», с поиском нового, «православного», «соборно-личного» метода социальной работы, отличающегося от общепринятой практики благотворительности и основанного на любви к ближнему, на внимательном отношении к его нуждам, на общей жизни и возможности стать ее частью. В числе прочего сюда включены такие программные тексты матери Марии, как статья «Типы религиозной жизни» (1937), выделяющая «синодальный», «уставщи-ческий», «эстетический» и «аскетический» типы православной церковности, ставящие во главу угла второстепенные признаки христианства, в отличие от «евангельского» типа, стремящегося следовать благой вести о любви к Богу и ближнему; и статья «Вторая евангельская заповедь» (1939), дающая своеобразную феноменологию православного отношения к социальному деланию — помощи ближнему на телесном, душевном и духовном уровне, «внехрамовой литургии» как приобщенности к евхаристической жертве Христа. Второй раздел «Церковь и свобода» включает в себя работы, посвященные экклезиологической проблематике, размышления матери Марии о неразрывной связи церковности и свободы, о положении православной церкви в эмиграции и о ее призвании, о том, что такое церковность, о настоящем и будущем церкви. Третий большой блок «Размышления о страдании, войне и смерти» включает в себя главным образом тексты, написанные уже во время Второй мировой войны и посвященные анализу тоталитаризма, расизма, идеологиям воюющих тоталитарных государств (в их отличии от народов), судьбе России, войне как вызову времени и подлинному христианскому ответу на такой вызов. В этот блок вошла также статья матери Марии «Рождение в смерть», посвященная христианскому отношению к смерти как к рождению человека в вечность, и текст «Письмо к солдатам», распространявшийся «Православным Делом» в эмигрантском Париже и обращенный к русским эмигрантам, ушедшим на фронт в 1939 г. в рядах французской армии, с призывом сохранить живую душу, «внутреннего человека» среди ужасов войны, «охранить себя от нравственной контузии».
В это издание, как и во все книги серии, вошли письма и дневниковые записи матери Марии данного периода: ее письма к своему духовному отцу прот. Сергию Булгакову и к близкому другу, историку и религиозному мыслителю Г.П. Федотову, письма к родным периода деловых поездок, связанных с деятельностью «Православного Дела», и — свидетельство ее мученического пути — письма из заключения, сначала из форта Роменвиль, затем из нацистского концлагеря Равенсбрюк.
Все детали биографии матери Марии этого периода, связанные с созданием «Православного Дела» и с деятельностью объединения, с активным участием целого ряда членов «Православного Дела» в Сопротивлении в оккупированном Париже, их арестом и гибелью в нацистских лагерях, подробно отражены в Хронике жизни и творчества. К основному корпусу текстов примыкают два Приложения: первое («Другие редакции и варианты. Наброски») позволяет проникнуть в творческую лабораторию автора и проследить за созреванием ее богословской мысли: в частности, читателю представлены незавершенные наброски (такие, как схема будущей статьи «Типы религиозной жизни») и первичный вариант текста («Положение эмиграции»), который позднее был переработан в две разные статьи («Испытание свободой» и «Под знаком нашего времени»). Особенно объемным стало в этом томе второе Приложение «Дополнительные материалы», позволяющее полнее представить жизнь и деятельность матери Марии в 1936-1945 гг. В него вошли воспоминания о создании «Православного Дела» и о работе в нем матери Марии, ряд документов (публикуемых впервые), связанных с деятельностью «Православного Дела», и блок воспоминаний о матери Марии ее соузниц по нацистскому лагерю, свидетельствующих о том, как она до последнего помогала и поддерживала всех окружающих, внося жизнь и свет Христов даже в то, что противоположно жизни и свету, — в повседневную жизнь узников концлагеря, о ее гибели как отдании жизни «за дру-ги своя». Именно эти свидетельства стали одним из оснований для канонизации матери Марии Константинопольским Патриархатом в 2004 г. как мученицы.