Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Выпуск 24. Наука побеждать фельдмаршала Кутузова: В свете уроков Отечественной войны 1812 года, выводов Льва Толстого, Карла Клаузевица, Сунь-цзы и Лиддела Гарта.

Выпуск 24. Наука побеждать фельдмаршала Кутузова: В свете уроков Отечественной войны 1812 года, выводов Льва Толстого, Карла Клаузевица, Сунь-цзы и Лиддела Гарта.

Год выпуска 2012
Число страниц: 576
Переплет: твердый
Иллюстрации: схемы
ISBN: 978-5-85887-406-5
Размер: 216×146×28 мм
Вес: 660 г.
Голосов: 3, Рейтинг: 3.25
560 р.

Описание

В книге впервые целостно представлена Наука побеждать генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Классические и необычные (хитроумные) правила военного искусства русского полководца приводятся в хрестоматийной части выпуска. Они же подробно раскрываются в исследовательской части на фоне изложения биографии Кутузова, в свете его действий против Наполеона в 1805, 1812–1813 годах. Кутузовские стратегемы и действия поясняются также размышлениями Толстого из романа «Война и мир», выводами Клаузевица из его работ «О войне » и «Поход в Россию 1812 года», правилами военного искусства древнекитайского полководца Сунь-цзы и теорией «стратегии непрямых действий» английского мыслителя Лиддела Гарта.


ВВЕДЕНИЕ

Петр Великий, Александр Суворов и Михаил Кутузов не оставили после себя научных трактатов. И в то же время именно эти выдающиеся военные деятели стали основными создателями и символами победоносной Российской армии, национального военного искусства, особой школы русского военного творчества. Каждый из них выработал свои успешные правила военного искусства, особые принципы подготовки войск, эффективные способы боевых действий. Соответствующие науки побеждать отразились в деятельности полководцев, в их блистательных победах, в приказах, наставлениях и письмах.
В период царствования Павла I и его сыновей недалекие люди «новой формации» оттеснили от управления армией «екатерининских орлов», изгнали из нее благородный дух воинский, военный профессионализм и творческих офицеров. Заменили настоящее военное дело «прусской» муштрой, парадоманией, «танцевальной наукой», бездумной исполнительностью, «военными поселениями», прочими «чудесами».
Прямодушный и честный Суворов с самого начала провидчески назвал эту систему опасной и «злоглупой». Для серьезных войн, в которых пришлось участвовать в последующие два столетия России, она совершенно не годилась, в том числе и в своем последующем милютинском варианте (система «вооруженного народа»), не раз приводила к государственным катастрофам. Вначале, чтобы воевать победоносно, существовала возможность опираться на старую петровско-екатерининскую военную школу, ее здравствующих полководцев. Еще можно было найти в деревенской ссылке почти 70-летнего Суворова, разрешить ему вести войну «как знаешь» и отправить в Италию громить французов во главе австро-русских войск.
Когда в 1811–1812 годах в очередной раз потребовалось быстро заключить мир с турками, а затем спасти Россию от наполеоновского нашествия, среди представителей «нового военного искусства» вновь не нашлось победоносных вождей. На эту ключевую роль пришлось вынужденно пригласить с губернаторской должности человека старой военной закалки – «настоящего русского солдата» Кутузова, который с честью решил эти две важнейшие задачи. В течение года одна и та же судьба – полная катастрофа – постигла и 80-тысячную турецкую армию, и 500-тысячную «великую армию» вторжения Наполеона.
Добиться таких блистательных результатов мог только выдающийся полководец: политик, дипломат, тонкий психолог, хитроумный вождь, бесстрашный офицер, трижды серьезно раненный в голову, герой, за боевые подвиги свои награжденный орденом Святого Георгия всех четырех степеней!
Наука побеждать такого выдающегося русского военного человека, как Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов Смоленский, с его блистательными достижениями заслуживает глубокого и всестороннего изучения.
В ее основе следующие установки и правила: 1) вера в Бога («Он меня никогда не оставлял»); 2) ревностное, усердное и трудолюбивое служение России («императору и Отечеству») до самой смерти; 3) любовь к военному делу и высочайший профессионализм, основанный на культуре, обширных знаниях и опытности в военном искусстве; 4) поддержание высокого морального духа, храбрости и искусства войск; 5) человеколюбие, сбережение армии и людей; 6) «приближение к совершенству» войск посредством каждодневного обучения; 7) исполнительность, соблюдение субординации и дисциплины; 8) стремление все просчитывать, взвешивать и планировать, «не оставляя ничего на волю случая»; 9) не идти «на поводу» у противника, постоянно «изумлять» его «новыми и неожиданными» действиями; 10) использовать все обычные и непрямые, военные и невоенные способы ведения войны; 11) против превосходящего в силах противника применять оборону, преднамеренное отступление, малую партизанскую войну, марш-маневры, изматывать его, переходить в контрнаступление и уничтожать; 12) заманивать противника в ловушки, использовать против него хитроумные планы, военные хитрости, удары по психике; 13) вести войны «не из тщеславия, но ради безопасности», заботиться о приобретении союзников, помнить о политических целях войны, об общем благе…
Кутузовская наука побеждать становится яснее и понятнее, когда она рассматривается на историческом фоне, в связи с биографией полководца, в свете уроков Отечественной войны 1812 года, в рамках художественной концепции романа Льва Толстого «Война и мир», в сравнении с практическими действиями знаменитых хитроумных полководцев истории, в контексте теоретических выводов Морица Саксонского, Карла Клаузевица, Сунь-цзы, Лиддела Гарта…
В процессе подготовки нашего Кутузовского сборника у него неожиданно появилось мощное подкрепление-усиление. В начале 2012 года в серии «Жизнь замечательных людей» издательство «Молодая гвардия» выпустило в свет научно-биографическую книгу «Кутузов», любовно подготовленную Лидией Леонидовной Ивченко – блистательным исследователем и знатоком того героического периода нашей истории, главным хранителем музея-панорамы «Бородинская битва».
Имея эти два пособия, можно уверенно начинать обучение в школе Кутузова науке побеждать, мудрому и тонкому военному искусству, ревностному и беззаветному служению России.
А.Е.Савинкин, И.В.Домнин