Выпуск 12. Семинар «Русская философия (традиция и современность)»: 2004–2009 / [сост., общ. ред. А.Н.Паршина].
Издательство:
Русский путь
Год выпуска
2011
Число страниц:
592
Переплет:
мягкий
Иллюстрации:
ч/б
ISBN:
978-5-85887-408-9
Размер:
210×140×22 мм
Вес:
540 г.
Оценить (Нет голосов) |
490 р.
Описание
Осенью 2004 г. в Москве начал работу семинар «Русская философия (традиция и современность)». Его задачей было объединение специалистов разных областей знания в деле изучения богатого наследия русской религиозно-философской мысли XIX–XX вв. Помимо чисто исторических задач существенное место в работе семинара составили современные исследования по философии и таким наукам, как психология, языкознание, антропология, естествознание, развивающие темы и идеи русской философии. Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой собрание избранных докладов, прочитанных на семинаре в 2004–2009 гг.
- Содержание
- Выдержки из предисловия
- Рецензии
- Доклады, прочитанные на семинаре «Русская философия (традиция и современность)» 2004–2009
- Об авторах
СОДЕРЖАНИЕ
А.Н.Паршин. Предисловие
О русской философии
А.П.Козырев. Русская философия в поисках антропологии единосущияА.В.Соболев. О персоналистической гносеологии (или о сближении познания и художества в русской мысли XX века)
А.Н.Паршин. Русская религиозная мысль: Возрождение или консервация?
В.И.Мартынов. Казус Vita Nova (фрагменты)
Из истории русской философии
А.В.Соболев. О русской философии права (школа П.И.Новгородцева)О.М.Седых. Павел Флоренский и Иммануил Кант
С.М.Сергеев. Политическая философия Н.В.Устрялова в контексте русской мысли
В.П.Визгин. Габриэль Марсель и русская философия
В.П.Троицкий. Периодическая система начал А.Ф.Лосева
В.П.Визгин. Дурылин как философ
Проблема Я в философии
В.И.Молчанов. Единство опыта и гипертрофия ЯА.Н.Паршин. Азъ: Откуда наше Я?
А.П.Козырев. Эстетическое целое Другого. Отношение Я и Другого как исток философии диалога М.М.Бахтина
Русская философия и православие
С.М.Половинкин. На изломе веков (Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге в 1901–1903 гг.)Священник Павел Хондзинский. Св.Иоанн Кронштадтский и Религиозно-философские собрания 1901–1903 гг.
А.М.Камчатнов. Акт номинации и его метафизические предпосылки (по учению о.С.Булгакова и А.Ф.Лосева)
С.С.Демидов. Профессор Московского университета Дмитрий Федорович Егоров и имеславие в России в первой трети ХХ столетия
Приложение. Письма Д.Ф.Егорова П.А.Флоренскому (Публ. С.С.Демидова)
В.И.Мартынов. О двойном значении крюковой нотации
А.Н.Паршин, Т.Н.Резвых. Время и пространство православного богослужения
И.Б.Роднянская. Несколько философских вопросов к современной версии «православного энергетизма»
Воспоминания: Лики
И.Г.Глинка. Александр Сергеевич Глинка (Волжский)А.А.Тахо-Годи. О Владимире Бибихине
Доклады, прочитанные на семинаре «Русская философия (традиция и современность)» 2004–2009
Об авторах
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
У русской религиозной философии непростая судьба. Оригинальная религиозная мысль в России развивалась в противостоянии (или, по крайней мере, в сложных отношениях) с официальной идеологией власти, да и с господствующими течениями общественной мысли.
Если недавно, в советское время, религиозная мысль могла существовать лишь вне официальных институтов, то и теперь она продолжает быть на обочине философского дискурса в нашей стране. Запретов нет, но такие слова, как «философия для внутреннего употребления» или «как правило, неграмотная философия», можно слышать, и не так редко. Причина этого кроется в отношении интеллигенции к религии вообще и к православию в частности. Современная либеральная мысль допускает веру в Бога в лучшем случае как личное дело индивидуума, принадлежащее его частной жизни. Нисколько не отрицая наличия в нашей истории содержательной светской философской мысли, мы все же думаем, что наиболее ярко и оригинально русская мысль проявила себя именно тогда, когда она «принимала во внимание» наличие в мире трансцендентного божественного начала.
Безусловной вершиной русской религиозно-философской мысли была эпоха Серебряного века, которой предшествовала философская мысль и искания славянофилов (А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, К.С.Аксакова) и русских писателей (Н.В.Гоголя, Ф.И.Тютчева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого). Русская философия впервые проявила себя в Москве в первой половине XIX в. Именно здесь начиналось и наше западничество (П.Я.Чаадаев), и славянофильство, отсюда родом В.С.Соловьев, здесь, в университете, появились первые философские кружки (сначала В.Г.Белинского, позже Н.В.Станкевича и другие) и первые философские издания («Московский сборник» И.С.Аксакова, «Москвитянин» и «Московский вестник» М.П.Погодина).
Особое место во второй половине XIX в. занимал К.Н.Леонтьев. Но наибольшее значение для возникновения религиозно-философского возрождения имел Владимир Сергеевич Соловьев, его труды, да и весь его жизненный путь. Начиная с первых годов XX столетия в Санкт-Петербурге, потом и в Москве и Киеве образовались Религиозно-философские собрания (позднее общества). В Москве их работа началась в 1905 г. и продолжалась вплоть до 1918 г. Они представляли собой встречу той части русской интеллигенции, которая занялась богоискательством, и Православной церкви. Собрания знаменовали изменение интересов и взглядов определенной, впрочем небольшой, части интеллигенции: движение от материализма, позитивизма и атеизма к признанию значимости религиозно-философских вопросов. Впрочем, для основной части интеллигенции появление образованных людей, обратившихся в православную веру или проявляющих интерес к ней, выглядело чем-то ненормальным или даже диким. С точки же зрения людей церковных многое в поведении и взглядах русских философов было отталкивающим. Даже став православными людьми, они весьма вольно обращались с православной традицией, им явно было все еще недостаточно самого православия.
Необычайный расцвет философской мысли перед революцией и в первые десятилетия эмиграции был обусловлен, среди прочего, наличием философского сообщества, которое, несмотря на все, подчас очень сильные, расхождения взглядов, образовывало единый и тесный организм. В нем помимо собственно философских построений находилось место и изучению истории русской мысли, и многочисленным связям с другими областями знания, и, что не менее важно, интересу к работе друг друга. Вот имена той эпохи, составившие славу нашей мысли: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, П.И.Новгородцев, В.В.Розанов, П.Б.Струве, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, о.Павел Флоренский, С.Л.Франк, В.Ф.Эрн. Большая их часть — это москвичи или люди, проведшие в Москве значительную часть своей жизни и внесшие свой вклад в ее культурный облик. Особенно тесными были связи с Московским университетом. Так, С.Н.Трубецкой был в 1905 г. его ректором, в нем учились К.Н.Леонтьев, С.Н.Булгаков, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, В.Ф.Эрн, А.Ф.Лосев.
В Москве же вплоть до революции выходил первый в России научный философский журнал «Вопросы философии и психологии». Большую роль в развитии философии сыграло московское религиозно-философское издательство «Путь», существовавшее с 1910 по 1919 г. благодаря финансовой и организационной поддержке М.К.Морозовой, известной меценатки и общественной деятельницы, помогавшей также и работе московского РФО. Именно в издательстве «Путь» были опубликованы многие известные труды философов Серебряного века. Среди них такие знаменитые книги, как «Столп и утверждение Истины» о.Павла Флоренского и «Свет Невечерний» С.Н.Булгакова.
<...>
После революции почти все участники философского религиозного движения стали эмигрантами, и не по своей воле. На долгое время в стране стала господствовать марксистская идеология. Тем не менее еще в 1920 гг. в стране продолжалось развитие в этом направлении. Выходили фундаментальные труды А.Ф.Лосева, существовали и философские объединения. Так, имяславческое движение, возникшее в Русской православной церкви в предреволюционные годы, начало получать философское осмысление именно в это время в трудах о.Павла Флоренского, о.Сергия Булгакова, А.Ф.Лосева, В.Н.Муравьева и др. В 1922 г. в Москве вокруг Д.Ф.Егорова и А.Ф.Лосева образовался кружок изучающих имяславие. В него входили механики Н.Н.Бухгольц и В.Н.Щелкачев, математик Н.М.Соловьев, логик П.С.Попов, психолог Н.В.Петровский, астроном В.М.Лосева-Соколова, жена А.Ф.Лосева, палеонтолог А.В.Сузин, философ В.Н.Муравьев и др.
В середине XX в. с ослаблением марксистской идеологии в Советском Союзе проявило себя в среде интеллигенции новое религиозное возрождение. Наряду с приходом многих в Церковь образовался круг (или скорее круги) интересующихся и изучающих русскую религиозную философию. В основном это были не профессиональные философы, а представители других профессий, большей частью и негуманитарных. Один из таких кругов вырос из философского кружка, который вел в 1960-е гг. прошлого века для студентов и аспирантов физического факультета МГУ Игорь Серафимович Алексеев. Физик по образованию, он не был склонен к религиозному осмыслению мира, но передал целому ряду окружавших его молодых людей интерес к философии, ее истории, философским проблемам. Что было психологически весьма непросто в условиях, когда все — и физики, и лирики — должны были принудительно изучать диалектический и исторический материализм. Это надолго отвратило интеллигенцию не только от марксизма, но и от философии вообще. В естественно-научной среде слово «философ» до сих пор употребляется скорее как насмешка. Раскол гуманитарной и научной (science) культур, характерный для второй половины XX в., проявился в нашей стране особенно резким образом.
Впоследствии, в 1970–80-х гг., на основе участников кружка Алексеева образовался круг тесно общавшихся людей, посвятивших свое свободное время изучению философии, в основном философии Серебряного века, но и не только. В него входили С.М.Половинкин, А.Н.Стрижев, П.В.Флоренский, С.С.Хоружий, В.П.Визгин, С.С.Демидов, Е.С.Полищук, Ю.Т.Лисица, Б.Т.Левшенко (будущий о.Борис), Б.А.Старостин (†), поначалу А.В.Ахутин, А.П.Огурцов и Г.Д.Гачев (†), позднее А.Н.Паршин и художник Ю.И.Селиверстов (†). Почти все они имели естественно-научное образование (физики, математики, химики). Регулярные встречи проходили в Кадашевской слободе, где помимо разговоров важное место занимали изготовление и распространение ксерокопий работ и книг русских философов и близкой их творчеству гуманитарной литературы. У каждого были свои любимые философы, но имелся и интерес к философии в целом.
Приход постсоветской эпохи довольно быстро привел к почти полному прекращению этих встреч. Появилось много других возможностей для деятельности, и прежде всего издания трудов русской религиозно-философской мысли. Конец 1980-х и первая половина 1990-х гг. характерны расцветом как деятельности публикаторов, так и интересом к ней общества. В результате были переизданы сотни книг русских философов, начиная с работ первых славянофилов и кончая многочисленными трудами мыслителей Серебряного века. После большой историко-архивной работы, проведенной за эти годы, наступило время для более полного осмысления наследия русской мысли и ее дальнейшего развития. Весьма естественной была бы организация семинара, который объединил, скажем, московских историков русской философии и всех ею интересующихся. Но по большому счету этого не произошло, хотя, конечно, никаких препятствий со стороны властей к этому не было. Думаю, что основное значение тут имело прохладное, если не сказать сильнее, отношение нашей интеллигенции к отечественной мысли как к чему-то отсталому и второсортному по сравнению с философской мыслью Запада. Многочисленные попытки устроить такой семинар в 90-х гг. быстро проваливались.
С целью активизации усилий в этом направлении осенью 2004 г. в Москве начал работу семинар «Русская философия (традиция и современность)», объединивший усилия специалистов в ряде областей: историков, философов, филологов, богословов, представителей естественных наук. Основной круг его организаторов составили участники старых кадашевских собраний: С.М.Половинкин, В.П.Визгин, Е.С.Полищук, С.С.Демидов (Институт истории естествознания и техники им С.И.Вавилова РАН), А.Н.Паршин (Математический институт им.В.А.Стеклова РАН). К этому времени многие уже стали заниматься изучением русской философии и близких областей вполне профессионально. Так, С.М.Половинкин еще с советских времен преподавал философию, ныне он доцент философского факультета РГГУ, Е.С.Полищук является теперь заместителем главного редактора Издательства Московской патриархии, В.П.Визгин работает в Институте философии РАН. Это поколение было представлено также А.В.Соболевым (Институт философии РАН) и Е.В.Ивановой (Институт мировой литературы РАН). Позднее в изучении русской философии проявили себя и представители следующего поколения уже профессиональных философов, пришедшие в научную жизнь в 1990-х гг. Организаторами семинара стали также А.П.Козырев (МГУ), А.И.Резниченко (РГГУ), О.М.Седых (МГУ). Совсем из другой области деятельности (военная техника) пришел В.П.Троицкий (Дом А.Ф.Лосева).
Как мы знаем, многие мыслители Серебряного века оказались после революции за рубежом и продолжали работать, публикуя свои труды, в частности, в парижском издательстве «YMCA-Press», наследником которого является издательство «Русский путь», входящее в структуру Библиотеки-фонда «Русское зарубежье» (ныне Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына). Это обусловило выбор Библиотеки как места работы семинара. На следующий год открылась Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева», и мы получили возможность вести семинар и там. Организаторы семинара признательны руководству обеих библиотек, любезно предоставившему такую возможность. Подобное устройство семинара символизировало единство двух ветвей русской мысли, разошедшихся после Октябрьской революции и получивших возможность вновь соединиться в наше время. <...>
РЕЦЕНЗИИ
Виктор Кудрин
Труды семинара «Русская философия (традиция и современность)»: 2004–2009
Вышел в свет сборник избранных докладов, прочитанных на семинаре «Русская философия (традиция и современность)», попеременно проходившем в «Доме русского зарубежья» и в «Доме А.Ф.Лосева» в 2004–2009 гг. В сборник включены и работы по темам докладов, сделанных на семинаре.
Семинар, начавший работу осенью 2004 года, объединил усилия не только профессиональных философов, но и историков, филологов, богословов, естествоиспытателей.
Первая часть сборника («О русской философии») содержит работы, посвящённые различным точкам зрения на русскую философию в целом. А.В.Соболев («О персоналистической гносеологии или о сближении познания и художества в русской мысли XX века») видит задачу русской философии в преодолении рационально-научного отношения к познанию: «Только омытая эмоцией и согретая теплом личности мысль оказывается готовой к прорастанию в душе… Истина не "схватывается" рациональной мыслью. Она лишь "сверкает в брызгах" мысли, когда "роковая длань" или логическая совесть вдруг разрывает цепочки рационализации, не давая им отлетать по касательной от того единственного "предмета" мысли, на который, как на Медузу Горгону, нельзя взглянуть в упор, но чье отражение можно увидеть в зеркале щита». Академик РАН А.Н.Паршин («Русская религиозная мысль: возрождение или консервация?») убеждён в том, что именно русская философия призвана решить вопрос о бытийном статусе памяти: «Представление о связи памяти и времени как фундаментальный закон в устройстве космоса науке еще предстоит освоить». Заключительные слова этой работы А.Н.Паршина раскрывают актуальность Семинара для русской философской мысли в целом:
«Я убежден, что вызовы русской мысли, о которой мы говорили выше и которые привели к обвалу в прошлом веке, полностью сохранены и в настоящее время. Если на них не будет дан адекватный ответ, то новый обвал неминуем. Когда-то Бердяев довольно метко сказал, что есть эпохи органические и эпохи критические, в первые пишут что-то, во вторые о чем-то. Десять лет мы писали о чем-то, давно пора, наконец, писать что-то».
Композитор В.И.Мартынов, в работе «Казус Vita Nova» подводит итог так называемого «времени композиторов». Выходя за рамки собственно музыки, этот итог можно считать верным выражением и переживаемой нами эпохи вообще:
«Перефразируя знаменитую фразу "Коммунистического манифест", гласящую о том, что "философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его", я говорю: "Люди лишь различным образом выражали и преображали реальность, а дело заключается в том, что нужно просто пребывать в ней". Это состояние пребывания в реальности и является сутью нового сакрального пространства, однако оно абсолютно несовместимо с современными принципами композиторства. Вот почему словосочетание "конец времени композиторов" для меня звучит крайне позитивно и радостно — ведь этот самый конец времени композиторов есть не что иное, как залог наступления эры нового сакрального пространства».
Вторая часть («Из истории русской философии») представляет собой фактографическую историю русской философии в контексте истории мировой философии, включающую в себя биографии русских философов: П.И.Новгородцева, Н.В.Устрялова и С.Н.Дурылина. В этом разделе представлена и работа В.П.Визгина «Габриэль Марсель и русская философия», в которой автор показывает близость Марселю традиции русской религиозной философии, «согласно которой высшие ступени познания доступны разуму, возведенному в сердце, т.е. действующему целостно в свете веры». По словам автора, «Образ умершего для любящего человека не есть просто сигнал, поддерживающий память о нем, а "окно" в таинственное его присутствие… В образе, как и в имени, живет подлинная энергия бытия, им обозначенная и им же явленная. Иными словами, образ, имя онтологичны».
Следующие две части — «Проблема Я в философии» (эта тема «выглядит как более частная философская проблема», но она неизменно вызывала значительный интерес у слушателей Семинара) и «Русская философия и Православие».
Священник Павел Ходзинский и С.М.Половинкин подробно исследуют историю религиозных собраний в Санкт-Петербурге в 1901–1903 годах и отношение к ним св. Иоанна Кронштадтского.
В работе «Акт номинации и его метафизические предпосылки (по учению о.С.Булгакова и А.Ф.Лосева)» А.М.Камчатнов делает вывод об их принципиальном различии: «…Учение об именовании о.С.Булгакова и А.Ф.Лосева имеет по существу разные религиозно-метафизические основания: булгаковское учение есть христианизированный платонизм, тогда как лосевское учение есть последовательный паламизм.
Смысловой кульминацией сборника можно считать работу «Время и пространство православного богослужения», в которой А.Н.Паршин и Т.Н.Резвых возвращаются к вопросу о бытийном статусе памяти, оказавшемуся на обочине научных интересов «Нового времени»: «Всё православие стоит на воспоминании, и здесь должно сказать, что в естествознании память если и рассматривается, то как эпифеномен, как нечто вторичное и производное от основных структур бытия. Почти никогда не ставился вопрос о памяти как фундаментальной структуре, определяющей строение космоса». Авторы убедительно, показывают, что память — не есть нечто внешнее (добавочное) по отношению к жизни, а само содержание жизни. «Телесными очами» мы видим не сам мир, а лишь происходящие в нём изменения. Видимый мир непрерывно участвует в формировании памяти, хранящейся в мире невидимом. Эта истина до сих пор не востребована современной наукой, но отчетливо открывается в православном богослужении.
Последняя часть («Воспоминания: Лики») составлена из воспоминаний И.Г.Глинки о своём деде А.С.Глинке-Волжском и очерка А.А.Тахо-Годи о Владимире Бибихине. <...>
Коллизии жизни
путеводитель по миру литературы / Habent sua fata libelli
Газета «Красное знамя Севера», 24.10.2012 г.
Политолог Евгений Вологин продолжает выступать гидом для читателей «Красного знамени Севера» по миру современной литературы, чтение которое может послужить пищей для ума интеллектуалов.
Семинар «Русская философия (традиция и современность)»: 2004-2009 – М.: Русский путь, 2012. – 592 с.
Поскольку философия – универсальная область знаний (а русская тем более!), участники этих семинаров, проводящихся уже 8 лет, затрагивают самые разные вопросы, касающиеся многообразия российского культурно-исторического и социально-политического опыта.
Наша страна живет в условиях разрушения системы исторических и политических смыслов. Мы все более отдаляемся от знания своей страны, а, значит, становимся объектом воздействия более удачливых исторических конкурентов. Поэтому развитие отечественной философии и выработка ею новой системы смыслов, соответствующей сути вызовов современности – задача цивилизационного выживания.
В сборнике представлены работы как современных российских историков, так и мыслителей прошлого. Огромное внимание уделено религиозной философии (по замечанию одного из историков отечественной философии Владимира Зеньковского, русская философия является религиозной по преимуществу) и православию. Это не случайно: именно в контексте философского осмысления, присущего православию мировидения, раскрываются глубины национального космо-психо-логоса.
В сборнике затрагивается весь спектр тем, присущих отечественной философской традиции: антропология, гносеология, философия права, политическая философия, эстетика, психология... Есть материалы, посвященные осмыслению в контексте ценностей и тем отечественной философии и культуры творчества зарубежных мастеров (Габриэля Марселя). Любой человек, интересующийся проблемами гуманитарных исследований, найдет в этой книге пищу для ума.