Яхнин А.Л. Антиискусство: Записки очевидца
Автор(ы):
Яхнин А.Л.
Издательство:
Книжница
Год выпуска
2011
Число страниц:
320, мелованная бумага
Переплет:
твердый
Иллюстрации:
цветные
ISBN:
978-5-903081-19-6
Размер:
221×130×25 мм
Вес:
780 г.
Голосов: 2, Рейтинг: 3.35 |
Описание
По определению автора, «основная задача исследования — попытаться проанализировать фундаментальную метаморфозу, происшедшую с искусством за последнее столетие».
Причины ее автор ищет в «сектантских корнях современного искусства и его онтологической связи не только с новейшими, но и с древними гностическими сектами». С этой позиции в книге анализируются «связь современного искусства с массовой культурой», «характер его взаимоотношений с христианской культурой и вообще историческим христианством», рассказывается о русском искусстве «начиная с авангарда и заканчивая контемпорари артом наших дней». Текст сопровождается репродукциями произведений современного искусства.
Причины ее автор ищет в «сектантских корнях современного искусства и его онтологической связи не только с новейшими, но и с древними гностическими сектами». С этой позиции в книге анализируются «связь современного искусства с массовой культурой», «характер его взаимоотношений с христианской культурой и вообще историческим христианством», рассказывается о русском искусстве «начиная с авангарда и заканчивая контемпорари артом наших дней». Текст сопровождается репродукциями произведений современного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ
Протоиерей Борис Михайлов. Предисловие
От автора
Вступление
глава 1
«ЛАБОРАТОРИЯ РАСПАДА»
Массовая культура и массовая индустрия
Контемпорари арт как экспериментальная площадка массовой культуры
Распад и разложение как метод
Духовная смерть в виртуальном пространстве
Нео-поп
Духовные наследники Содома
Современная культура и тоталитарные секты
Краткая история убийства культуры
Фотография в современном искусстве — от истоков до наших дней
Основные выводы
глава 2
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,
НЕМЕЦКИЙ ЛЕТЧИК ЙОЗЕФ БОЙС И ДРУГИЕ
Либерте, эгалите, фратерните
Импрессионисты
Пикассо, Малевич, Дюшан — «три в одном»
Дизайн как оборотная сторона современного искусства
Современное искусство и государственный тоталитаризм
Йозеф Бойс
Абстрактный экспрессионизм
Еще о поп-арте
Перформанс
«Флюксус»
Концептуализм
Современное искусство и христианство
глава 3
СВИДЕТЕЛИ МАЛЕВИЧА
Основные структурные признаки секты в контемпорари арте
«Дада» у истоков европейской части секты современного искусства
Малевич у истоков русской части секты современного искусства
Постмодернизм как часть сектантского движения «Нью эйдж»
Секта современного искусства как активная богоборческая сила
глава 4
РУССКИЙ БУНТ
Введение
Василий Кандинский и «внутренняя необходимость»
Авангард как зеркало русской революции
Футуристы, или Сбросим Россию с «парохода современности»
Татлин
И снова Малевич
Большевизм и авангард — симфония власти
Памятник Третьему интернационалу
Родченко
Троцкий как основатель секты современного искусства
От авангарда к соцреализму и современному искусству через конструктивизм
Неофициальное искусство как троцкистский уклон в соцреализме
В поисках утраченного Бога
Кабаков. Первое поколение московского концептуализма
Соц-арт
А. Монастырский. Второе поколение московского концептуализма
80-е — буря в стакане
Адаптация «неофициального искусства» к глобальному арт-рынку
«Медгерменевтика»
Радикалы и богоборцы — прямые продолжатели дела Троцкого
ИЛЛЮСТРАЦИИ
![П.Пикассо. Авиньонские девицы](/images/book/yahnin_1.jpg)
![М.Дюшан. L.H.O.O.Q.](/images/book/yahnin_2.jpg)
![А. Родченко. Рекламный плакат для Резинотреста. Текст В.Маяковского](/images/book/yahnin_3.jpg)
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Антиискусству, известному под менее точным названием «современное искусство», уже более ста лет. Первенец его, «Авиньонские девицы» П.Пикассо (1907), произведшие антихудожественный шок на близких друзей художника, а затем и на весь мир, возвестили о происходящих глубинных сдвигах в системе его жизненных ценностей. Существо их точно выразил уже тогда Н.А.Бердяев. В лекции «Кризис искусства», прочитанной в Москве в ноябре 1917 года, он говорил: «Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. <…> Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще от того, что не есть уже искусство, что выше или ниже его. <…> Слишком свободен стал человек, слишком опустошен своей пустой свободой». А еще раньше, в 1914-м, в статье «Пикассо» он писал: «Искусство окончательно отрывается от античности. Начинается процесс проникновения живописи за грань материального плана бытия <…> живопись переходит от тел физических к телам эфирным и астральным. <…> [Пикассо], как ясновидящий, смотрит через все покровы, одежды, напластования, и там, в глубине материального мира, видит свои складные чудовища. Это — демонические гримасы скованных духов природы».
Православная культурология определяет культуру как систему жизненных ценностей человека и общества, выявляемую в их жизненном и историческом творчестве (проф. Московской духовной академии М.М.Дунаев (1945–2008)). Христианская эра характеризуется последовательной сменой двух культурно-исторических формаций: сотериологической (от Рождества Христова до начала XV века), где главная жизненная ценность — праведная жизнь во Христе, «сотерио» — спасение, и эвдемонической (от эпохи раннего Ренессанса до начала XX века), где главной жизненной ценностью становится мир человека — «эвдемония», счастье жизни. XX век уже с первых шагов обнаруживает свою демоническую природу и вводит нас в третью культурно-историческую формацию, возникающую в сокрушительном отвержении первых двух. Более того, как писал в 1963 году ссыльный церковный писатель С.И.Фудель об истоке «абстрактного искусства школы Пикассо», это не столько смена эстетических предпочтений, сколько «бунт и очень глубокое богоборчество, какой-то уже не базаровский, а космический нигилизм. <…> Точно какая-то ненависть к плоти мира, к самой материи мира все сильнее поднимается в человеке... <…> пожелавшем своими нечистыми руками тронуть первооснову бытия, то “основание, которого, — как сказал Апостол, — художник и строитель Сам Бог” (Евр. 11:10)».
Об искусстве ХХ века, его художниках написано великое множество исследований, однако в научном постижении его глубинной природы прорыва не произошло. Как пишет доктор искусствоведения священник Стефан Ванеян, «история искусствознания в ХХ веке — это история неудачной попытки рождения новой научной дисциплины. Ни рецепция смежных методологий, ни опыт усвоения максимального числа концептуальных контекстов — ничто не позволило искусствознанию стать отдельной и самостоятельной “наукой об искусстве”. Причина тому — не только в специфике гуманитарного знания вообще <…>. Самое важное другое... <…> как выяснилось, само искусство, художественное творчество по природе своей не есть нечто самостоятельное и независимое, как думал эстетизм XIX столетия. Присущий художественной деятельности символизм заставляет рассматривать продукт этой деятельности, т.е. произведение искусства, в лучшем случае как “систему отсылок”, как риторический дискурс, изобразительность которого выходит далеко за пределы визуального ряда». Этим «далеко» является духовная сфера, действительно с трудом поддающаяся научной формализации.
Начало святоотеческому пониманию культуры в России на рубеже XIX–ХХ столетий положил С.Н.Булгаков (1871–1944), как раз в ту кризисную для себя пору преодолевая сциентистское пленение в марксизме. В 1906 году он формулирует свое credo: «По моему убеждению, определяющей силой в духовной жизни человека является его религия, — не только в узком, но и в широком смысле слова, т.е. те высшие и последние ценности, которые человек признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям. Определить действительный религиозный центр в человеке, найти его подлинную душевную сердцевину — это значит узнать о нем самое интимное и важное, после чего будет понятно все внешнее и производное. В указанном смысле можно говорить о религии у всякого человека, одинаково и у религиозного, и у сознательно отрицающего всякую определенную форму религиозности. Для христианского понимания жизни и истории, кроме того, несомненно, что человеческой душой владеют и историей движут реальные мистические начала, и притом борющиеся между собой, полярные, непримиримые. В этом смысле религиозно-нейтральных людей, собственно говоря, даже нет, фактически в их душе происходит борьба Христа и “князя мира сего”».
Такое понимание позволило С.Н.Булгакову при первом появлении антиискусства определить его духовную природу. Едва ли не одновременно с Н.А.Бердяевым он посетил в 1914 году картинную галерею С.И.Щукина на Знаменке в Москве, где были выставлены кубистические новинки Пикассо из Парижа. «Когда вы входите в комнату, где собраны творения Пабло Пикассо, вас охватывает атмосфера мистической жути, доходящей до ужаса. Покрывало дня, с его успокоительной пестротою и красочностью, отлетает, вас объемлет ночь, страшная, безликая, в которой обступают немые и злые призраки, какие-то тени. Это — удушье могилы <…> Женственность, Душа мира, есть материнское лоно искусства, а вместе с тем и его любовь. Она предстает в творчестве Пикассо в несказанном поругании <…> все эти лики живут, представляя собой нечто вроде чудотворных икон демонического характера <…>. Творчество Пикассо, особенно во второй период, есть плод демонической одержимости. С большой напряженностью выражается в нем мироощущение злого духа, не любящего и хулящего творение Божие». Здесь сказано все самое главное о нарождавшемся антиискусстве.
Совсем немного появилось работ, написанных в наше время с этих позиций. Книга Андрея Леонидовича Яхнина «Антиискусство: Записки очевидца» — выдающееся явление среди них и, по существу, новое слово в научной литературе, посвященной этому вопросу.
Книга непроста для чтения, но захватывающе интересна. Она вводит в читательский оборот современное искусство — contemporary art: «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» и впервые за минувшие сто лет раскрывает его природу и «анатомию».
Книга имеет подзаголовок «Записки очевидца». Однако уже при первом знакомстве с текстом становится понятным, что это больше чем «записки» и не только «очевидца», но человека, погруженного в проблему и предлагающего богословский путь ее постижения, отличный от традиционных подходов искусствознания и «устоявшихся теорий современного искусства». «Мы, христиане… — пишет автор, — должны опираться не на современную культурологию и искусствоведение, а на двухтысячелетнюю традицию и опыт Церкви».
Основную задачу А.Л.Яхнин видит в исследовании «фундаментальной метаморфозы, происшедшей с искусством за последнее столетие». Он стремится к выявлению сущностных связей contemporary art между отдельными его сторонами, не имеющими, как кажется, единого исторического формообразующего контекста, через осмысление их духовных основ, а также с древними и новейшими гностическими сектами, с массовой культурой и революционными процессами XIX — начала ХХ века. Единственный способ разобраться в бульоноподобном пласте современной культуры автор видит «в использовании именно системы традиционных духовных ценностей, — прежде всего, подхода с точки зрения православного христианства. <…> …Ведь когда мы зажигаем огонь в ночи, не языки пламени гнутся к земле, а тьма трепещет и отступает».
Автор совершенно оправданно считает, что Церковь не должна замалчивать антихристианской стратегии современного искусства, но «ясно и принципиально заявлять о своей позиции» и при этом «отличать сознательно богоборческую суть contemporary art от творчества отдельных художников и их самих — крещеных христиан и членов Церкви, часто фатально запутавшихся в дьявольских сетях современной культуры». Методологию автора определяет святоотеческое понимание культуры как «живой части человеческого духа, его отображения в тварном мире».
Отсюда — обновленный взгляд на давно уже стершиеся в своем подлинном значении примелькавшиеся понятия и критическая оценка использования искаженных смыслов и значений многих слов в теории contemporary art. Так, например, дизайн в устоявшемся понимании — позитивный продукт авангардистской ломки искусства — в настоящем исследовании предстает «фактором не формирования среды, а расчленения традиционных и естественных для человека принципов и связей с материальным миром», являющимся отражением невидимого мира духовного. В этой связи автор доказательно называет сontemporary art «лабораторией распада», разрабатывающей алгоритмы «превращения человека в схему рефлексов и желаний» и подчинения человеческой воли и личности энергии «распада смыслов, форм, границ между культурой и цивилизацией, между жизнью и смертью». <...>
РЕЦЕНЗИИ
Пять книг недели
НГ-ExLibris от 01.03.2012 г.
Андрей Яхнин (р. 1966) – ныне преуспевающий архитектор, а в 1980–1990-е годы активный участник художественной жизни Москвы. По его мнению, массовое искусство расчленяет человеческую личность, чтобы затем напрямую воздействовать на отдельные психофизические инстинкты (например, половой или инстинкт разрушения).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Информацию о презентации книги смотрите в разделе «Новости».
- Интервью с Андереем Яхниным:
- Анастасия Рахлина
Боевые задачи в мирное время: о Церкви и современной культуре (Православие.Ru)