Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 8 т. Т.2: Критика и публицистика (1905–1927) / Сост., подгот. текста, комм. Дж. Малмстада и Р. Хьюза; Вступ. статья Р. Хьюза.

Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 8 т. Т.2: Критика и публицистика (1905–1927) / Сост., подгот. текста, комм. Дж. Малмстада и Р. Хьюза; Вступ. статья Р. Хьюза.

Автор(ы): Ходасевич В.Ф.
Издательство: Русский путь
Год выпуска 2010
Число страниц: 720
Переплет: твердый
Иллюстрации: портрет на фронтисписе
ISBN: 978-5-85887-388-4 (т.2), 978-5-85887-303-7
Размер: 221×152×37 мм
Вес: 840 г.
Голосов: 12, Рейтинг: 3.83
560 р.

Описание

Второй том собрания сочинений В.Ф.Ходасевича — статьи и рецензии 1905–1927 гг. В них автор предстает как историк литературы, прекрасный знаток русской и зарубежной литературы, вдумчивый, зоркий и блистательный критик. Его статьи о классиках русской литературы, о символистах, акмеистах, футуристах, а также рассуждения о новой литературе Советской Республики и о молодых литераторах русского зарубежья представляют собой глубокое исследование единого процесса развития русской литературы.



СОДЕРЖАНИЕ


Ходасевич-критик (Р. Хьюз)

КРИТИКА И ПУБЛИЦИСТИКА
1905–1927

М. Метерлинк.  Чудо Святого Антония
К.Д. Бальмонт.  Литургия красоты (Стихийные гимны)
Осип Дымов.  Солнцеворот
Тан.  Стихотворения
Нижегородский сборник
Арнольд Ариэль.  Мрак (Драматическая греза)
А.В. Переводчикова.  Стихотворения; А. Райский.  Новые звуки (Стихотворения)
Сборник Т<оварищест>ва «Знание».  Книга VII
Федор Сологуб.  Тяжелые сны (Роман)
И.Ф. Анненский.  Книга отражений
VIII Сборник  Т<оварищест>ва «Знание»; IX Сборник
Т<оварищест>ва «Знание»
Д. Ратгауз.  Полное собрание стихотворений (2 тома)
С. Головачевский.  «Мене текел фарес» (Стихотворения)
Х Сборник Т<оварищест>ва «Знание»; XI Сборник Т<оварищест>ва «Знание»
А. Федоров.  Сонеты
Вацлав Берент.  Гнилушки
О последних книгах К. Бальмонта
Критико-библиографический обзор.  Стихи
Девицы в платьях
П. Потемкин.  Смешная любовь (Первая книга стихов)
Накануне
Сфинкс
Тяжелее воздуха 
Притончик.  На Кузнецком 
С. Красиньский.  Иридион
Э. Ожешко как писательница
Виктор Стражев.  Стихи. 1904–1909 (Том 1-й) 
Энциклопедический словарь т<оварищест>ва Гранат.  Т. 1
Юрий Верховский.  Идиллии и элегии
Ночной праздник (Письмо из Венеции)
Николай Мешков.  Снежные будни
Город разлук.  В Венеции
Danses idylles (Вечер пластических танцев)
Николай Морозов.  Звездные песни
Мистическая карамель
Александр Тиняков (Одинокий).  Navis nigra (Стихи)
Надсон
Игорь Северянин
Чему свистите?
Вадим Шершеневич.  Carmina;  Мариэтта Шагинян.  Orientalia; Сергей Соловьев.  Цветник царевны; Игорь Северянин.  Эпилог «Эго-футуризм»
Игорь Северянин.  Громокипящий кубок (Поэзы)
Привет поэту
«Лед и пламень» (Валерий Брюсов. Ночи и дни. Вторая книга рассказов и драматических сцен)
Поэты «Альционы»
То, чего не читают
Стихи Нелли
«Juvenilia» Брюсова
Борис Садовской.  Самовар (Стихи)
Н.Г. Львова.  Старая сказка (Стихи)
Анна Ахматова.  Четки (Стихи)
Русская поэзия.  Обзор
Поэту или читателю? (Н.Н. Шульговский. Теория и практика поэтического творчества. Технические начала стихосложения)
Игорь Северянин и футуризм
Избранные стихи русских поэтов
К. Бальмонт.  Белый зодчий  (Таинство четырех светильников. Стихи)
Павел Радимов.  Земная риза
Михаил Сандомирский.  Марина Мнишек (Стихи); Борис Кушнер.  Семафоры. (Стихи)
Алкей и Сафо.  Собрание песен и лирических отрывков в переводе размерами подлинников Вячеслава Иванова со вступительным очерком его же
А. Куприн и Европа
Фрагменты о Лермонтове
Юр. Юркун.  Шведские перчатки (Роман в 3 частях, с предисловием М. Кузмина)
Федор Сологуб.  Очарования земли (Стихи 1913 г.)
Е. Гуро.  Небесные верблюжата
Эллис.  Арго; Борис Садовской.  Самовар; Он же.  Косые лучи (Пять поэм)
Александр Журин. Радостный круг (Вторая книга стихов); Н. Бернер.  Одиннадцать
Тихон Чурилин.  Весна после смерти (Стихи)
Обманутые надежды
Мы помним Польшу  (Литературно–художественный сборник)
М. Кузмин.  Венецианские безумцы (Комедия)
Одна из забытых (Каролина Павлова. Собрание сочинений)
К. Бальмонт.  Поэзия как волшебство
О. Мандельштам.  Камень; Борис Садовской.  Полдень (Собрание стихов. 1905–1914); Вадим Шершеневич. Автомобилья поступь (Лирика (1913–1915));  Он же.  Быстрь (Монологическая драма)
«Проклятый принц» А. Ремизова (Театр имени В.Ф. Комиссаржевской)
Книга о Фете (В.С. Федина. А.А. Фет (Шеншин). Материалы к характеристике)
Константин Большаков.  Поэма событий; Георгий Адамович.  Облака (Стихи); Константин Липскеров.  Песок и Розы;
Николай Рыковский.  Черное кружево (Стихи)
Гюлистан.  Альманах I
К.Д. Бальмонт.  Ясень (Видение древа); Георгий Иванов.  Вереск (Вторая книга стихов); П.Н. Петровский. Невольные песни (1885–1915); Николай Ашукин.  Скитания (Вторая книга стихов)
Валерий Брюсов.  Семь цветов радуги (Стихи 1912–1915 гг.)
Жак де Безье, трувер Фландрии.  О трех рыцарях и о рубахе (Повесть тринадцатого века)
Валерий Брюсов.  Избранные стихи (1897–1915 гг.); Федор Сологуб.  Земля родная. (Выбранные стихи)
София Парнок.  Стихотворения
Памяти Эмиля Верхарна
Гюлистан.  Альманах II
Стихи на сцене
Три факта (Письмо из Москвы)
Поп (И.С. Тургенев. Поп. Поэма)
Безглавый Пушкин
У рек Вавилонских  (Национальная еврейская лирика в мировой поэзии)
Восемьдесят восемь современных стихотворений, избранных З.Н. Гиппиус
Сборник пролетарских писателей
И. Эренбург.  Молитва о России (Стихи)
Наталия Поплавская.  Стихи зеленой дамы
О завтрашней поэзии
Бесславная слава
Плохие стихи (Дали жизни. Литературный альманах; Н. Власов-Окский. Шутка дьявола; Факелы. Литературно-художественный альманах; Олег Леонидов. Стихи)
Пролетарская поэзия
Затерянные стихи
Открываю гения
Стихотворная техника М. Герасимова
Кн. Федор Касаткин-Ростовский.  Голгофа России (Стихи)
Леонид Гроссман.  Портрет Манон Леско (Два этюда о Тургеневе)
Колеблемый треножник (Речь на Пушкинском вечере в Доме Литераторов 14 февраля 1921 г.)
Борис Земенков,  Александр Краевский, Вадим Шершеневич. От мамы на пять минут
Окно на Невский
Все — на писателей!
М.А. Бекетова.  Александр Блок (Биографический очерк)
О. Мандельштам.  Tristia (Стихи)
Об Анненском
О Бялике (К пятидесятилетию со дня рождения)
Марина Цветаева.  Ремесло (Книга стихов); Она же.  Психея (Романтика)
О Черниховском
Язык Ленина
Заметки о стихах. I (М. Цветаева. Молодец)
Заметки о стихах. II
Там или здесь?
З.Н. Гиппиус.  Живые лица  (I и II тт.)
Вместо рецензии
Лев Никулин.  Вторая мещанская
К юбилею К.Д. Бальмонта
Пролетарские поэты
Заметки о стихах. II  (Конкурс «Звена»)
Парижский альбом. I
Парижский альбом. II
Парижский альбом. IV
О «Вёрстах»
О кинематографе
Цитаты
К истории возвращенчества
Глуповатость поэзии
О формализме и формалистах
Бесы
Аблеуховы — Летаевы — Коробкины
Очередная тема
Уважаемые граждане
Цыганская власть
О дневнике Брюсова
О Мережковском
Декольтированная лошадь
Письмо
Айседора Дункан
<О советской литературе>
1917–1927
Первые сборники
С. Юшкевич
Конрад Валленрод (1827–1927)
Подземные родники

Комментарии (Дж. Малмстад, Р. Хьюз)

Указатель имен
 

РЕЦЕНЗИИ

«Читаем вместе» август-сентябрь 2011 г.

Оценка редакции:
Приобрести в личную библиотеку

Первые свои рецензии Владислав Ходасевич опубликовал в 1905 году, а через несколько лет уже выдвинулся в первый ряд знатоков, историков современной ему русской литературы — в первую очередь, поэзии. Он и сам был поэтом, его стихи вошли в первый том «Собрания сочинений» издательства «Русский путь», а во втором томе, только что вышедшем, собрана критика и публицистика до 1927 года. Остальную часть издатели планируют включить в третий том. На материале уже вышедшего тома читателю дается уникальная возможность проследить за стремительным ростом дебютанта к вершинам, к уровню настоящего мастера развернутых литературных эссе и коротких, лаконичных рецензий о новинках. Современники сразу же признали в нем достойного ученика Брюсова, а нам в наследство досталась панорамная авторская мозаика литературы начала ХХ века.


Андрей Мартынов
О гениальных кретинах и литературе ниже плинтуса

НГ-ExLibris от 07.07.2011 г.

В свое время писатель Корней Чуковский размышлял о том, что в России нужно жить долго.
Поэт Владислав Фелицианович Ходасевич (1886–1939) прожил в России 36 лет, из них занимался литературной критикой и того меньше — 17. Но количество тем, затронутых в статьях и содержащихся в них оригинальных суждений, хватило бы другому литературоведу на несколько отдельных объемистых монографий.
Как, впрочем, и в его суждениях, написанных в русском зарубежье.
Статьи и рецензии Ходасевича отличает не только разнообразие выбранных тем, но и одновременно обстоятельность и профессиональный подход. И неважно, о чем писал поэт: о театральных премьерах (пьеса Михаила Кузмина «Венецианские безумцы» или «Проклятый принц» Алексея Ремизова), истории литературы (поэзия Каролины Павловой, национальная еврейская лирика) или о современных книжных новинках (Иннокентий Анненский, Морис Метерлинк).
Возможно, глубина видения достигалась потому, что им были сформулированы четкие критерии оценок. Так, например, в поэзии автор «Счастливого домика» выделял четыре типа стихотворца: подлинного, обещающего, безнадежного и обманувшего надежды. Позже в эмиграции к ним прибавится литература «ниже плинтуса». К последней он, в частности, относил рифмоплетство небезызвестного Павла Горгулова — убийцы французского президента Поля Думера, писавшего под псевдонимом Павел Бред. Впрочем, его клон есть и в данном сборнике — некий Иоанн Павлушин.
Благодаря этим критериям, довольно скептически глядя на футуризм, Ходасевич тем не менее высоко ставил поэзию одного из лидеров направления — Игоря Северянина.
Понятно, что Владислав Фелицианович не всегда бывал объективен (в критике вообще сложно соблюдать такт и дистанцию) и не везде следовал избранным правилам. Отмечая правдивость воспоминаний Зинаиды Гиппиус «Живые лица» (верность содержащихся в них оценок — отдельный вопрос), Ходасевич не был столь же справедлив в собственных статьях и мемуарах. Серьезный исследователь жизни и творчества Валерия Брюсова Василий Молодяков аргументированно доказал ошибочность не только оценок, но и приводимых фактов в очерке, посвященном автору «Алтаря победы». Можно также сравнить статьи Ходасевича о Брюсове, написанные при жизни Валерия Яковлевича и созданные post mortem. Сравнение будет не в пользу Владислава Фелициановича.
Да и оценка Велимира Хлебникова как «“гениального кретина” (в нем действительно были черты гениальности; кретинистических, впрочем, было больше)» явно не близка не только политкорректности (что вообще-то хорошо), но и все той же объективности. Хотя далекий от Ходасевича поэт и мемуарист Георгий Иванов писал о Хлебникове тоже как о «несчастном идиотике с вытекшими мозгами».
Впрочем, поэтам такие оценки раздавать можно. На то они и поэты. Даже когда выступают критиками. Может быть, поэтому их статьи гениальны.


См. также: