Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Выпуск 06. Посредственность как социальная опасность

Выпуск 06. Посредственность как социальная опасность

Издательство: Магистр
Год выпуска 2011
Число страниц: 112
Переплет: мягкий
Иллюстрации: нет
ISBN: 978-5-9776-0174-0
Размер: 205×140×5 мм
Вес: 112 г.
Оценить (Нет голосов)
Нет в продаже
136 р.

Описание

Сборник включает переиздание публичной лекции Ольги Седаковой «Посредственность как социальная опасность», прочитанной в Архангельске в 2005 г., а также размышления о посредственности представителей отечественной философской мысли, публикуемые впервые.
Авторы сборника высказывают много неожиданных суждений: «Быть посредственным — это нравственный выбор, а не приговор судьбы»; «Посредственный человек — это человек говорящий; в современном мире слово обесценилось, и единственным выходом является молчание»; «В людях банальных и непримечательных есть неизъяснимая прелесть»; «Посредственных людей нет; человек воспринимает что-то посредственное, когда испытывает разлад с самим собой».



СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

Ольга Седакова
Посредственность как социальная опасность

Федор Гиренок
О естественном праве человека быть банальным

Вячеслав Дмитриев, Ирина Дмитриева
Посредственность: ярлык, концепт или посредник (трансформация идеи посредственности в философии)

Василий Кузнецов
Посредственность и опасность

Владимир Мартынов
«В начале было слово» как оправдание посредственности

Наталья Ростова
Эскиз о посредственности

Петр Сафронов
Хранить тайну

Сведения об авторах


ПРЕДИСЛОВИЕ


В 2005 г. Ольга Александровна Седакова прочла лекцию в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А.Добролюбова на тему «Посредственность как социальная опасность». Эта лекция была издана в Архангельске отдельной брошюрой и вызвала большой интерес у читателей. О.А.Седакова утверждает, что быть посредственным — это не фатальная неизбежность, не приговор судьбы, а нравственный выбор каждого человека. Посредственность — это «человек с отсеченной духовно-нравственной сферой», «освобожденный от душевного труда». Посредственным становится тот, чьи действия обусловлены внешней средой, внешним принуждением, т.е. опосредованы, тогда как непосредственный живет в соответствии со своей природой, руководствуясь внутренним побуждением. Поэтому понятию «посредственность» следует противопоставить не такие слова, как «гениальность», «одаренность», «исключительность», а понятие «непосредственность». Такое противопоставление, вытекающее, казалось бы, из самого языка, оказалось довольно неожиданным: я просила многих людей назвать понятие, противоположное понятию «посредственность», но ни один не назвал «непосредственность».
После публикации лекции О.А.Седакову неоднократно приглашали выступить с данной темой перед аудиторией, поскольку, по словам самой Ольги Александровны, каждый человек «новейшей цивилизации», в которой мы живем, на протяжении своей жизни мучительно размышляет над вопросом: а не посредственность ли я?
Мне подумалось, что будет интересным продолжить разговор о посредственности, начатый в лекции, о которой идет речь. Я попросила представителей современной философской мысли высказаться на данную тему. Их размышления о проблеме посредственности предоставляются на суд читателя. Авторы говорят о разных аспектах заданной темы, но я бы выделила одну закономерность.
О.А.Седакова однажды в разговоре со мной назвала одного из авторов этого сборника «бунтарем». Я думаю, этот эпитет подходит здесь почти ко всем авторам. И, таким образом, содержание книги разделилось на две части. Слово О.А.Седаковой — это слово человека классической культуры, уравновешенной, гармоничной, устойчивой. Слово ее оппонентов — это речь человека «новейшей цивилизации», бунтующего, страдающего, неумиротворенного, неукорененного. Здесь много парадоксальных высказываний. Например, В.И.Мартынов утверждает, что в наше время рушится тысячелетиями складывавшаяся цивилизация, основанием которой была фраза «В начале было Слово». А Ф.И.Гиренок говорит, что в людях банальных и ничем не примечательных есть неизъяснимая прелесть.
Ф.М.Достоевский устами своего героя выразил сомнение: можно ли жить бунтом? Культура и цивилизация XX и уже XXI в. демонстрируют положительный ответ на этот вопрос: человечество уже много десятилетий живет бунтом. И в книге, которую Вы, читатель, держите в своих руках, отразились два полюса человеческого бытия: человек классический и человек бунтующий.

Наталья Рябчун