Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Чуковский К.И. Александр Блок как человек и поэт: Введение в поэзию Блока.

Чуковский К.И. Александр Блок как человек и поэт: Введение в поэзию Блока.

Автор(ы): Чуковский К.И.
Издательство: Русский путь
Год выпуска 2010
Число страниц: 192
Переплет: интегральный
Иллюстрации: фото на фронтисписе
ISBN: 978-5-85887-336-5
Размер: 207×130×10 мм
Вес: 200 г.
Голосов: 6, Рейтинг: 3.14
Нет в продаже

Описание

Книга «Александр Блок как человек и поэт» не случайно имеет подзаголовок: «Введение в поэзию Блока», который как нельзя лучше раскрывает ее главное предназначение — пролагать читателям путь к творчеству одного из самых закрытых поэтов начала ХХ века, объясняя совершенно особый склад мироощущения Блока, определявший не только творчество, но и поступки, оценки и человеческие взаимоотношения. Чуковский первый отметил контраст между внешним благополучием жизни Блока и трагическими темами его поэзии, написал о дисгармоничности его мироощущения, обратил внимание на изменившееся в последние годы отношение Блока к революции. Книга предназначена для широкого круга читателей русской поэзии и преподавателей литературы.


Александр Блок и Корней Чуковский на вечере Блока в БДТ «Книга об Александре Блоке» (Пб.: Эпоха, 1922)
Александр Блок и Корней Чуковский на вечере Блока
в Большом Драматическом театре.
Фото М.С.Наппельбаума. Петроград. 25 апреля 1921 г.
Титульный лист первого издания
«Книги об Александре Блоке»
(Пб.: Эпоха, 1922)


СОДЕРЖАНИЕ

 
Евг. Иванова «Торные пути» к «заморским песням» Блока

Александр Блок как человек и поэт

Часть первая

АЛЕКСАНДР БЛОК КАК ЧЕЛОВЕК
 
Часть вторая
АЛЕКСАНДР БЛОК КАК ПОЭТ
          Первая книга стихов
          Вторая книга стихов
          Третья книга стихов

КОММЕНТАРИИ
                      

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


Книги Корнея Чуковского сопровождают читателя с самого детства, и кажется, для любого возраста в его наследии что-то припасено: не говоря о детских стихах, которые родители читают не менее охотно, чем дети, в юношеском возрасте к нам приходят переведенные им рассказы и сказки Р.Киплинга, романы Марка Твена, «Робинзон Крузо» Д.Дефо; знакомство с западноевропейской литературой для многих начиналось с его статей о Ч.Диккенсе, О.Уайльде, У.Уитмене. Все, кто интересуется Чеховым, Некрасовым, писателями-шестидесятниками XIX века, не без интереса прочтут книги о них. Широко известен Чуковский как мемуарист, неутомимый просветитель и создатель галереи литературных портретов своих современников.
Работы Чуковского о Блоке менее известны, и когда о них заходит речь, прежде всего вспоминаются живые и увлекательные предисловия к популярным изданиям блоковских стихотворений и мемуарный очерк, литературный портрет поэта из книги «Современники», написанный восхищенным читателем. Между тем этот очерк, как и предисловия, были лишь переработанными отрывками из малоизвестной книги Чуковского об Александре Блоке начала 20-х годов,  два издания которой вышли в 1922 и 1924 годах.
Первое издание книги о Блоке должно было выйти еще при жизни поэта, но появилось через несколько месяцев после его смерти под заглавием «Книга об Александре Блоке» (Пб.: Эпоха, 1922) и в том же году было переиздано в берлинском отделении издательства «Эпоха». Готовя новое издание своей книги, Чуковский имел возможность пользоваться советами и указаниями матери Блока — А.А.Кублицкой-Пиоттух, которая  высоко ценила его как критика и в одном из писем даже назвала «единственным русским критиком нашего времени». Быстрое, с гарантией от отказов. Стоимость внесения изменений в ооо от 2 900 рублей. Работа под ключ в юридическом центре Берега Невы. Едва узнав о замысле Чуковского, она писала, что ее «крайне интересует будущая “книга о Блоке”». После выхода издания 1922 года Чуковский обратился к ней с просьбой «указать все недочеты книги» и получил в ответ ряд замечаний, которые он учел при подготовке следующего издания.
Общее впечатление от книги Чуковского выражено в словах А.А.Кублицкой-Пиоттух: «…в книге Вашей, по-моему, много ценного и хорошего: о Двенадцати, о ветре, о Душе, о Серафиме, об “отъединенности”. Все эти определения притом исключительно Ваши. Ни у кого я еще этого не встречала, не говоря уже об общей яркости, живости, талантливости, сопровождающих всякое Ваше печатное и словесное выступление (простите, что так прямо это выражаю)».
Об отношении матери Блока к его книге сообщала Чуковскому поэтесса Мария Шкапская в письме от 26 января 1922 года: «…книга ей очень понравилась. Она выразилась так: “на многое я могла бы возразить, но в целом написано необычайно талантливо и сказаны об Александре Александровиче поистине драгоценные вещи”».
В 1922 году для альманаха «Записки мечтателей» Чуковский написал воспоминания о Блоке, где на основании собственных дневниковых записей передал драгоценные подробности жизни поэта, эти воспоминания остаются до сих пор наиболее достоверным источником для изучения его послереволюционной биографии. Чуковский никогда не страдал аутизмом, ему в высшей степени было свойственно поклонение творческой личности, поэтому он крайне внимательно и бережно стремился сохранить мельчайшие детали своих встреч и бесед с Блоком.
В 1924 году Чуковский соединил в новом издании «Книгу об Александре Блоке», внеся в нее необходимые исправления, и свои воспоминания о его последних днях. Итогом стала книга «Александр Блок как человек и поэт», текст которой мы и воспроизводим в настоящем издании. При жизни Чуковского она вышла всего один раз, переиздана она была впервые в 1990 году в составе двухтомника его литературно-критических статей и очерков, но тогда она прошла незамеченной в общем потоке «возвращения забытых имен».
На первый взгляд может показаться странным, что спустя столько лет мы вновь вспоминаем о книге, посвященной творчеству Блока, о котором за истекшие годы написана целая библиотека. Но книга Чуковского не случайно имела подзаголовок «Введение в поэзию Блока», он как нельзя лучше раскрывал ее главное предназначение — пролагать читателям путь к творчеству одного из самых закрытых поэтов Серебряного века, то есть решать задачу, которую в свое время сформулировал сам поэт:

Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути.

Человеческую и творческую судьбу Блока невозможно понять, не принимая во внимание совершенно особый склад его мироощущения, своеобычного и определявшего собой все: не только творчество, но и каждый его поступок, оценки событий, человеческие взаимоотношения. Современному читателю необходим помощник, проводник, чтобы проложить путь в особый мир его поэзии.
Творчество Блока долгие годы рассматривалось лишь как ненужный придаток к поэме «Двенадцать», а сама поэма — как гимн и прославление революции. Как увидит читатель книги «Александр Блок как человек и поэт», Чуковский смотрел на поэму совсем иными глазами, он был убежден, что истолковать ее содержание можно лишь понимая пафос всей блоковской поэзии. Многие авторские высказывания о поэме «Двенадцать», которые сохранила память Чуковского, идут вразрез с хрестоматийным ее истолкованием («Часто он и сам не понимал, что такое у него написалось, анафема или осанна, и кто не помнит того томительного и напряженного вдумывания, с которым он говорил о “Двенадцати”, спрашивая себя, что это, и не умея ответить. Он внимательно вслушивался в чужие толкования этой поэмы, словно ожидая, что найдется же кто-нибудь, кто объяснит ему, что она значит»).
<...>


РЕЦЕНЗИИ

«Читаем вместе», март 2010 г.

Рейтинг редакции: Приобрести в личную библиотеку


Имена Чуковского и Блока не раз оказывались рядом, но чаще всего нам вспоминаются лишь предисловия к популярным изданиям стихотворений и небольшой очерк о поэте из книги «Современники». Между тем, и очерк, и предисловия являются лишь переработанными отрывками из цельной книги Чуковского о Блоке, дважды издававшейся — в 1922 и 1924 годах.  Книга имеет подзаголовок «Введение в поэзию Блока», и он очень точно отражает ее цель и суть, ведущую читателя вглубь тонкого и очень своеобразного блоковского мироощущения. «Порою, когда он говорил о России, мне казалось, что Россию он чувствует всем телом, как мы чувствуем тепло или холод, как боль».



РЕКОМЕНДУЕМ: