Выпуск 18. Не числом, а уменьем: Военная система А.В.Суворова / Сост. А.Е.Савинкин, И.В.Домнин, Ю.Т.Белов.
Издательство:
Русский путь / Военный университет
Год выпуска
2001
Число страниц:
616
Переплет:
твердый
Иллюстрации:
нет
ISBN:
5-85887-101-1
Размер:
217х147х32 мм
Голосов: 1, Рейтинг: 3.3 |
Описание
Хрестоматия к 270-летию со дня рождения полководца, в которой наряду с трудами А.В.Суворова собраны работы о нем А.Драгомирова, А.Геруа, Д.Милютина и др.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ИСКУССТВО УСПЕШНО ВОЕВАТЬ
А.В.СУВОРОВ. ПОЛКОВОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Трудолюбие. – Искусство экзерциции. – Соблюдение должности «в тонкость». – Учрежденные при полку молитвы. – Наставление сержанту и капралу. – Готовность на сражение со всяким неприятелем.
А.В.СУВОРОВ. НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
Вахт-парад (ученье разводное или перед разводом) – Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом. – Три воинских искусства.
А.В.СУВОРОВ. НАСТАВЛЕНИЯ, ПРИКАЗЫ, ИНСТРУКЦИИ, РАПОРТЫ, ПИСЬМА
Приказ командирам отрядов о принятии мер предосторожности. – Приказ на все посты о причинах поражения С.Веденяпина и о мерах предосторожности. – Приказ о запрещении остановки войск на панских дворах. – Приказ на все посты с запрещением обижать местное население. – Приказ об обучении солдат и о тактике действий против конфедератов. – Письмо ротмистру И.Вагнеру об обучении войск. – Рапорт И.И.Веймарну о лишении конфедератов источников их доходов. – Рапорт И.И.Веймарну с соображениями о ведении борьбы с конфедератами. – Из диспозиции для ночного нападения на Туртукай в ночь с 9 на 10 мая. – Приказ в резервный корпус, выступивший из Польши, о расположении лагерем и обучении солдат. – Приказ войскам Кубанского корпуса об улучшении материально-бытового и санитарного состояния войск, об их боевой подготовке и способах действий в бою. – Инструкция гарнизону Кинбурна для боя на случай нападения турок. – Письмо Н.А. Чиркову о способах борьбы против турок. – Диспозиция к сражению при Рымнике. – Рапорт Г.А.Потемкину о взятии крепости Измаил с подробным изложением хода штурма. – Приказ по Финляндскому корпусу о мерах по сохранению здоровья солдат. – Мнение о плане оборонительных и наступательных действий в Финляндии на случай войны со Швецией. – Приказ о подготовке в полках ротных фельдшеров и их помощников и о мерах сохранения здоровья солдат. – Письмо П.Н.Скрипицыну с изложением качеств, необходимых военному человеку. – Диспозиция к штурму Праги. – Записка об отношении к новым порядкам и о твердом решении уйти из армии. – Заметки, продиктованные генерал-майору И.И.Прево де Люмиану с оценкой обстановки и стратегическим планом войны против Франции. – Инструкция о способах действий в бою, продиктованная Шателеру. – Наставление войскам союзной армии о характере и способах действий против французов. – Наставление австрийской армии о ежедневных упражне¬ниях в действии холодным оружием и двусторонних атаках. – Замечания о доведении плана действий до каждого начальника и рядового солдата. – Заметки о необходимости проявления самостоятельности подчиненными ему генералами и представлении ими точных донесений. – Из предписания г. Бельгарду об ускорении движения войск к Акви и Александрии. – Наставление для боя, данное соединенным войскам. – Указания казачьим войскам о правилах ведения боя с французами. – Правила ведения военных действий в горах. – Предписание А.М.Римскому-Корсакову и Ф.Готце о дальнейших действиях в Швейцарии согласно данной диспозиции. – Из реляции Павлу I о походе в Швейцарию. – Письмо подполковнику Г.Клинтону о планах дальнейших операций в Швейцарии. – Из записки о плане новой кампании против Франции. – Подробности плана кампании, составленного к предстоящему походу против Франции. – Записка с общими замечаниями о кампании 1799 года.
СУВОРОВ И ЕГО «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ»
Д.ДАВЫДОВ. СУВОРОВ
Суворов как идеал военного человека, тип всего русского, родного, военного. – Изумительный человек. – «Поднятие духа в войсках». – Анафема всему оборонительному. – Наступательный образ действий. – «Суворов разумел войско оружием, а не игрушкою». – Путь к победам.
М.ДРАГОМИРОВ. ВЕЛИКАЯ НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
Объяснение к Суворовской «Науке побеждать». – Пояснение к «Вахт-параду». – «Теория невозможного». – Муштра и воспитание. – Готовность к самопожертвованию. – Знания и умения. – Система. – Штыковой дух.
А.ПЕТРУШЕВСКИЙ. ГЕНЕРАЛИССИМУС КНЯЗЬ СУВОРОВ
Умственное самообразование. – Первообраз Суворовской системы. – Религиозность, стойкость и храбрость. – Быстрота, глазомер, натиск. – Нравственный элемент. – Обучение войск в соответствии с правилами «Науки побеждать». – Солдат-фельдмаршал. – Превосходство суворовской военной системы над французской. – Теория невозможного. – Тайна побед. – Патриотизм Суворова. – Заповеди Божьи в толковании Суворова.
Н.ГОЛОВИН. СУВОРОВ И ЕГО «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ»
Житие Суворова. – Учение Суворова. – «Каждый воин должен понимать свой маневр». – «Глазомер, быстрота и натиск». – Смотрение на дело в целом. – Военное воспитание. – «Наука побеждать».
А.ДРАГОМИРОВ. «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ» СУВОРОВА
Необходимость культа Суворова. – Подготовка вождя. – Работа над собой. – Полковая жизнь. – Изучение иностранных языков. – «Потомство мое прошу брать мой пример». – Первенствующее значение силы духа. – Суворовская школа. – Солдат как «Воин Христов». – Армия — священное воинское братство. – Честолюбие. – «Натаскивание» на победу. – Человеколюбие Суворова. – Борьба с немогузнайством. – «Наука побеждать».
А.ЕЛЧАНИНОВ. СУВОРОВ ПОЛКОВОДЕЦ И ВОСПИТАТЕЛЬ
Система действий, военные приемы Суворова. – Соотношение войны и политики. – «Наука побеждать». – Суворовские переходы. – Огонь и удар. – Нравственная подготовка войск. – Требования к солдату. – Обаяние личности Суворова. – Наследники героического духа. – «Воюют не числом, а уменьем!!!».
С.ГЕРШЕЛЬМАН. НРАВСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РУКАХ СУВОРОВА
Укрепление набожности в войсках. – Обращение к славному боевому прошлому. – Инициатива действий. – Упорство. – Уверенность в своих силах. – «Чтобы войска предводителя своего разумели». – Пример начальника. – Угнетение моральных сил противника.
А.ВЕРХОВСКИЙ. ВЗГЛЯДЫ СУВОРОВА НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ АРМИИ
Значение идей и сознательности для воспитания армии победы. – Религиозность. – Вера в свои силы. – Чувство чести. – Чувство долга. – Воздействие на честолюбие бойцов. – Особенное отношение к солдату. – Воспитание дисциплины и самодеятельности. – «Ничего, кроме наступательного». – Перед смертью все равны. – Организация духовных сил армий.
Н.ОРЛОВ. СУВОРОВ-ПОЛКОВОДЕЦ
Талант Суворова. – Обширный ум. – Решительный характер. – Страсть к военному делу, честолюбие и славолюбие. – Религиозность. – Смотрение на дело в целом. – Великий военный педагог. – Суворовская стратегия. – Быстрота маршей и энергичность атаки. – Эксплуатация победы (преследование). – Простота планов. – Отношение к рекогносцировкам и демонстрациям. – Тактика. – «Наука побеждать».
Н.МИХНЕВИЧ. СУВОРОВ–СТРАТЕГ
Нравственная упругость армии. – Главнейшие основания победы. – Отвращение к обороне. – Образ ведения войны с французами. – «Истинное правило военного искусства — прямо напасть на противника». – Операционный план. – Работа тыла. – «Идешь бить неприятеля, умножай войска». – Необходимость непрерывного образования. – «Возьми себе в образец героя древних времен». – Что нового дал Суворов?
Б.КОЛЮБАКИН. СУВОРОВ ПОД ИЗМАИЛОМ
Подготовка штурма. – «Приказ-наставление» для штурма. – Организация нападения. – Скрытность, внезапность и быстрота. – Одновременность удара с разных сторон. – Парирование случайностей. – Духовная подготовка начальников и войск. – Самодеятельность. – Нравственная энергия.
Д.МИЛЮТИН. СУВОРОВ В КАМПАНИИ 1799 ГОДА
«Неудачная эта кампания принесла русскому войску более чести, чем самая блистательная победа». – Звание генералиссимуса российских войск. – Быстрота и решительность действий русского полководца. – Несостоятельность обвинений против Суворова. – Дивные подвиги в горах Швейцарии.
В.БАСКАКОВ. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СУВОРОВА В ИТАЛЬЯНСКОЙ КАМПАНИИ
Значение плана войны, предварительной подготовки. – Операции Суворова в Италии. – Широта целей. – Решающее значение качества войск и искусного предводительства ими. – Сосредоточение сил. – Подготовка атаки. – Организация преследования. – Значение духовного фактора в военном деле.
А.ГЕРУА. СУВОРОВ–МЫСЛИТЕЛЬ
Творческая личность Суворова. – Ллойд и Суворов. – Роль духа и морали в военном деле. – Воевание не по правилам. – «Вожди побеждают своей мыслью».
Б.ШТЕЙФОН. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СУВОРОВА
Вера в Бога — основная черта духовного облика Суворова. – Воля как результат воспитательного воздействия. – Идеал «духовного воина», «Воина Христова». – Главные орудия войны (факторы победы). – Регулярная армия Петра Великого и военно-воспитательная система Суворова — два главнейших достижения русского военного искусства ХVIII века.
А.БАИОВ. СУВОРОВ И БУДУЩАЯ ВОЙНА
Единство образования и воспитания в военно-педагогической системе Суворова. – Воспитать воина сильного духом. – Нравственный элемент как движущее начало на войне. – Единая наступательная тактика. – Глазомер, быстрота, натиск. – Преимущественное значение человека, а не оружия на войне. – Значение различных родов войск в бою. – Схема боя Суворова. – Применимость идей и взглядов Суворова для сегодняшнего и завтрашнего дня. – Главные особенности войны ближайшего будущего. – Необходимость перехода от «полчищ» к «малым армиям». – «Мы должны питать армию живительными началами великого русского с мировым значением полководца».
А.КЕРСНОВСКИЙ. РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ДОКТРИНА
Превосходство духа над материей. – Национальный характер военного искусства. – Отбор. – Гуманность. – Самобытность. – Суворовские принципы ведения войны. – Закон равновесия между ударом и огнем, «пулей и штыком». – Глазомер, быстрота и натиск. – Бессмертная «Наука побеждать».
ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СИСТЕМЫ А.В.СУВОРОВА
Подготовил А.Е.Савинкин
«Победоносная стихия» XVIII века. – Расцвет русской военной культуры. – Дружина бесспорных рыцарей. – Деятельный героизм. – Ренессанс русского военного искусства.
«Ему и диктовать правила военного искусства». Лучший генерал России. – Суворов правил счастьем. – Полководец-Любомудр.
«Мы — русские, с нами Бог!». Сила духа. – Бесконфузство. – Богатырство. – Нравственное превосходство. – Формулы победотворчества. – Отечественность.– Добродетель. – Трудолюбие. – Честь и честолюбие. – Правдолюбие.– Великодушие и человеколюбие. – Деятельность. – «Наука из чтениев» (просвещение). – Качества русского офицера.
«Победа — враг войны». Скорая победа. – Законы войны. – Упреждающая («предпобедительная») стратегия. – Заблаговременная подготовка. – Культ воинского обучения. – Самоличная работа и «всеместность» начальника. – Бдительность и предосторожность. – Серьезное отношение к противнику. – Меч и милосердие. – С пленными поступать человеколюбиво. – Обывателя не обижать. – Главнокомандующий — не без политических правил. – Полновластие командующего. – Политический глазомер. – Союзничество. – «Чужая война». – «Управляемый» военный совет. – Самостоятельность и частный почин. – Субординация и дисциплина. – Поощрение победителей — долг начальника.
«Смелая нападательная тактика». Только наступление. – «Двусмертное» наступательное оружие. – Быстрота и внезапность заменяют число. – Пользоваться победой. – Шаг назад — смерть... – Проклятая оборонительность («каторга»). – Отражение неприязненных покушений. – Законы усмирителя мятежей. – Войск должно быть прилично (достаточно). – Сосредоточение усилий. – Истинный в необходимости резерв. – «Детские игры». – Бить противника в открытом поле. – Не для магазейн-вахтерства. – Субсистенция. – Не лучше ли одна кампания вместо десяти. – Мы умеем себя беречь!
«Естественность ищите в Отечестве» «Злоглупая» и «тираническая» военная система. – «Переход через Альпы» — реформа по суворовским принципам. – «Суворов, этот Пушкин военной культуры...»
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В СБОРНИКЕ. Составил И. Домнин
К 10-ЛЕТИЮ «РОССИЙСКОГО ВОЕННОГО СБОРНИКА»
Цели издания. – Результаты работы. – Авторы-составители и сотрудники. – Вехи истории. – Некоторые отзывы.
ВВЕДЕНИЕ
В военной истории России нет личности более яркой, чем Александр Васильевич Суворов (13/24 ноября 1730 – 6/18 мая 1800). Поражают уже его официальные титулы: Суворов — Рымникский, князь Италийский, граф Российской и Римской империй, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц королевской крови. Он был кавалером орденов: российских — св. Апостола Андрея Первозванного, св. Георгия трех степеней, св. Владимира I степени, св. Александра Невского, св. Анны I степени, св. Иоанна Иерусалимского большого креста; австрийского — Марии Терезии I класса; прусских — Черного орла, Красного орла и «За военные заслуги»; сардинских — св. Анунциаты и св. Маврикия и Лазаря; Королевства обеих Сицилий — св. Януария; баварских — св. Губерта и Золотого льва; французских — Кармельской Богородицы и св. Лазаря; польских — Белого орла и св. Станислава. Он имел множество других знаков отличия и почетных наград.
Должное талантам и подвигам этого простого «полевого генерала», как любил называть себя Суворов, еще при его жизни отдавали Екатерина II, Г.Потемкин, П.Румянцев. В 1799 году австрийский император доверил в борьбе с французами командование своими войсками в Италии (для спасения Европы) именно Суворову. В Англии того времени в честь подвигов полководца после исполнения песни «Правь Британия», ставшей впоследствии национальным гимном, самим королем не раз провозглашался тост «За здравие фельдмаршала Суворова». «Служить в армии бессмертного Суворова» желал сардинский король. Нельсон восхищенно писал Суворову: «Я знаю, что мои заслуги не могут равняться Вашим... Мы непременно друг другу родня».
За подвиги в Итальянском и Швейцарском походах и Павел I не мог не пожаловать Суворову достоинство князя Российской империи, присвоить ему звание генералиссимуса. В рескрипте по этому случаю отмечалось: «Побеждая всюду и во всю жизнь нашу врагов Отечества, недоставало Вам одного рода славы — преодолеть и самую природу. Но Вы и над нею одержали ныне верх... Награждая Вас по мере признательности Моей и ставя на высший степень, чести и геройству предоставленный, уверен, что возвожу на оный знаменитейшего полководца сего и других веков». Не менее впечатляют оценки выдающихся ученых, писателей, поэтов: «Величайший из соотечественников наших Воин-Любомудр», «Меч России», «Российской Армии Победоносец», «Пушкин военной культуры», «Перун небесный», «Богатырь духа», «Генерал генералов», «Солдат-полководец», «Первый полководец России и всей Европы».
Богатейшие свойства души, вера в Бога, деятельная любовь к Отечеству (и человечеству), глубокое знание и успешное применение истинных правил военного искусства (чрезвычайно полезных и спасительных для России), самоотверженная преданность военному делу, усердная, ревностная и неутомимая служба позволяют рассматривать Суворова как идеальный тип русского военного человека, символ побед и непобедимости. Отдав свою жизнь благу и славе Отечества, трудам на военном поприще, он полноправно завещал: «Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности, и искать славы через истину и добродетель, которые суть моим символом...»
«Молись Богу! От него победа. Бог нас водит, Он нам генерал»... «В мире готовься к войне, а в войне — к миру»... «Победа — враг войны»... «Ничего, кроме наступательного»... «Воюют не числом, а уменьем»... «Глазомер, быстрота и натиск»... «Быстрота и внезапность заменяют число. Натиски и удары решают битву»... «Не меньше оружия поражать противника человеколюбием»... «Субординация, обучение, дисциплина, порядок воинский, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость, победа, слава, слава, слава!»... Эти и другие бессмертные положения суворовской «Науки побеждать» не раз находили подтверждение в многочисленных войнах, которые вынуждена была вести Россия.
За прошедшие столетия имя Суворова стало символом непобедимости Российской армии. Из суворовской школы вышли М.Кутузов, П.Багратион, М.Милорадович, А.Ермолов, М.Скобелев, И. Гурко и другие генералы-герои войн ХIХ века. В ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов эту же школу успешно «окончили» десятки советских военачальников, награжденных орденами Суворова, и прежде всего Г.Жуков — выдающийся полководец эпохи массовых армий и мировых войн ХХ века.
К сожалению, не только победами отмечен исторический путь России. Именно неудачи и военные поражения ХIХ и ХХ веков заставляют с большей предметностью обратить внимание на суворовскую военную школу, ее духовно-нравственные основания и боевые принципы. Приверженность им провозглашалась всегда, но часто слова не подкреплялись делами.
Сегодня вооруженная борьба в основном имеет лик «мятежевойны» (локальных конфликтов). Несмотря на тотальную автоматизацию оружия и вооружений, применение в них электронных технологий, победа по-прежнему чаще добывается в ходе реального боевого соприкосновения, в «кровавых» боях. Как и во времена Суворова, она зависит от решительности, неутомимости, подготовленности и результативности действий войск. Бесценный опыт и поучения великого полководца, умудренного опытом подобных кампаний, не могут не быть востребованными. Ведь в недавних действиях Российской армии против бандитов и террористов на Северном Кавказе успех приходил тогда, когда проявлялись суворовские боевые традиции, применялась бессмертная «Наука побеждать».
Россия в своем военном развитии должна идти «суворовским путем», то есть согласно принципов, заповедей, правил, на века завещанных непревзойденным полководцем. Забвение норм его победительного национального военного искусства, более чем столетние подражательные «нерусские преображения» военной системы (со времен Павла I), покорная привычка к затяжным оборонительным войнам, к стратегии «измора» (якобы единственно доступным для нас), не раз оборачивались для Отечества морями неоправданной крови, военными поражениями, государственными катастрофами, крушением духа армии и народа.
В армии необходим культ Суворова! Но не памятники и портреты, не альбомы и юбилеи суть его содержание. С училищной скамьи постоянное, вдумчивое и глубокое изучение наследия русского военного гения, постижение и применение на практике положений его бессмертного учения, следование во всем армейском укладе, в учебных буднях и боевых делах суворовскому духу — вот истинный смысл этого почитания. Без этого невозможно обеспечить безопасность Отечества.
Сегодня, когда наши Вооруженные Силы значительно сокращаются, а задачи государственной обороны усложняются, заветы Петра Великого и Суворова: «Более разум и искусство побеждают, нежели множество», «Не числом, а уменьем», — становятся особенно актуальными. В условиях современной военной реформы, призванной преодолеть системный кризис военной организации России, вновь требуется пример Суворова. Автор более 60 блистательных побед имел все основания сказать: «Я — лучше прусского покойного великого короля. Я, милостию Божиею, батальи не проигрывал». Кому же, как не Суворову «диктовать правила военного искусства»! Пора, наконец, созидать русскую военную доктрину по первоисточнику, а не идти к ней через военные системы Наполеона и Мольтке (родственные по духу, но бледные копии суворовской «Науки побеждать») и изучение Клаузевица.
Офицеры — защитники Отечества по долгу и чести — обязаны усвоить не только практическое искусство побеждать. По завету Суворова им следует постоянно заниматься и «наукой из чтениев». Они должны «изощрять свой взгляд военный», изучать военную историю, дела и мысли великих полководцев, знать мировую и особенно русскую военную классику, самообразовываться, ибо войны сегодня все более ведутся не столько силой, сколько разумом и искусством. Без напряженной умственной работы не было и не будет настоящего офицера. Невежеству, «немогузнайству», которые всегда высмеивал великий Суворов, в Российской армии места быть не должно.
Наступает время системных преобразований, и требуются соответствующие герои, способные дать обществу ориентиры верного развития, вдохновить его на практические дела. Образ Суворова-Победоносца — посланца великой нации XVIII века — с его уникальной военной системой, приверженностью к «отечественности» и моральным ценностям, к работе на благо России, преданного военному делу идеально подходит к данной ситуации.
Уже при жизни Александра Васильевича Суворова самые проницательные современники смогли узреть в его делах и мыслях «Науку побеждать» — на многие века вперед. Впоследствии лучшие военные умы России указали на суворовское наследие как на первоисточник русской национальной военной доктрины. Творчество Суворова по праву считается наиболее ярким и глубоким выражением самобытной силы русского военного искусства.
Оригинальные материалы, публикуемые в данном выпуске, предоставляют возможность по достоинству оценить жизненность военной системы Суворова, ее основополагающее значение для развития Вооруженных Сил Российской Федерации, образования и воспитания военных кадров.
Составители
РЕЦЕНЗИИ
Анатолий Докучаев
Ему диктовать правила военного искусства
Военная система великого полководца Александра Суворова — в настольной книге для российского офицера
«Красная звезда», 11.09.2001 г.
ЗАВЕТНАЯ книга Российской армии. Такую оценку можно смело дать очередному выпуску «Российского военного сборника». Он вышел в свет с характерным названием «Не числом, а уменьем! Военная система А.В.Суворова». Это новый совместный проект Военного университета и издательства «Русский путь», над которым трудился талантливый коллектив авторов-составителей под руководством известного российского ученого полковника Александра Савинкина. «Книга — яркий литературный памятник Великому Суворову — полководцу от Бога, «Пушкину русской военной культуры», — так образно отозвался об издании один из офицеров Генерального штаба Вооруженных Сил, рецензировавший книгу-учебник. В новом издании бессмертная «наука побеждать» впервые представлена как особая система знаний и действий (суворовская школа), имеющая основополагающее значение для развития российских Вооруженных Сил, жизнедеятельности войск, образования военных кадров.
В военной истории России нет личности более яркой, чем Александр Васильевич Суворов. Поражают не только его официальные титулы, награды и список побед. Авторы убедительно показывают, что богатейшие свойства души, вера в Бога, деятельная любовь к Отечеству (и человечеству), глубокое знание и успешное применение истинных правил военного искусства (чрезвычайно полезных и спасительных для России), самоотверженная преданность военному делу, усердная, ревностная и неутомимая служба позволяют рассматривать Суворова как идеальный тип русского военного человека, символ побед и непобедимости.
За прошедшие столетия имя Суворова стало символом непобедимости Российской армии. Из суворовской школы вышли Михаил Кутузов, Петр Багратион, Михаил Милорадович, Алексей Ермолов, Михаил Скобелев, Иосиф Гурко и другие генералы — герои войн XIX века. В ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов эту же школу успешно «окончили» десятки советских военачальников, награжденных орденами Суворова, и прежде всего Георгий Жуков — выдающийся полководец эпохи массовых армий и мировых войн ХХ века.
К сожалению, не только победами отмечен исторический путь России. Именно неудачи и военные поражения XIX и XX веков заставляют еще обратить внимание на суворовскую военную школу, ее духовно-нравственные основания и боевые принципы. Приверженность им провозглашалась, но часто слова не подкреплялись делами.
Ныне вооруженная борьба в основном имеет лик «мятежевойны» (локальных конфликтов). Несмотря на тотальную автоматизацию оружия и вооружений, применение в них электронных технологий, победа по-прежнему, отмечают авторы книги, чаще добывается в ходе реального боевого соприкосновения, в «кровавых» боях! Как и во времена Суворова, она зависит от решительности, неутомимости, подготовленности и результативности действий войск. Бесценный опыт и поучения великого полководца, умудренного опытом подобных кампаний, не могут не быть востребованными.
Цель авторского коллектива вышедшей книги (как провозглашают авторы-составители) — установить в Российской армии культ Суворова. А путь такой: с училищной скамьи постоянное, вдумчивое и глубокое изучение наследия русского военного гения, постижение и применение на практике положений его бессмертного учения, следование во всем армейском укладе, в учебных буднях и боевых делах суворовскому духу — вот истинный смысл этого почитания. Без этого невозможно обеспечить безопасность Отечества.
Но главное не в сути предложений авторов (их всегда было много), а в том, что они впервые за два века дают всем нам цельный инструментарий для этого — емко, образно, доступно для каждого излагают «Военную систему Александра Суворова». Как представляется, до этого такую сверхзадачу перед собой никто не ставил и осилить не мог.
Книга состоит из трех разделов. В первом (документальном) публикуются оригинальные наставления, приказы и письма знаменитого полководца. Второй (хрестоматийный) содержит лучшие произведения о Суворове, принадлежащие перу выдающихся русских военных мыслителей: Д.Милютину, М.Драгомирову, А.Петрушевскому, Н.Головину, С.Гершельману, Н.Орлову, Н.Михневичу, А.Геруа, А.Баиову, А.Керсновскому и другим. В третьем исследовательском разделе (а именно он превращает том в заветную книгу Российской армии, в превосходнейший учебник для военных кадров) раскрываются более чем по 50 параметрам основные положения и до сих пор непревзойденной военной системы Суворова. Особое внимание уделяется суворовским формулам победотворчества, законам войны, принципам образования и воспитания войск, а также правилам «усмирения мятежей»! В Польше, в Крыму и на Кубани Суворову не раз приходилось действовать (и всегда успешно!) против разного рода «бандформирований». Его бесценный опыт командования войсками Люблинского боевого района, Кубанской укрепленной линии особенно актуален сегодня, когда российской армии вот уже несколько лет приходится настойчиво вести борьбу с террористами-мятежниками на Северном Кавказе.
Конечно же, в газетных заметках не раскрыть сути 50 принципов (параметров) суворовской военной системы, изложенных в книге. И все же... Листаем страницы.
Сила духа — главный принцип побед Александра Суворова («вверенная ему “храбрая и победоносная армия” имеет своим предметом только “побитие неприятеля” и “одержание над ним поверхности”, она воспитана в традициях славы, уверена в своих силах и побеждает прежде всего силой духа, от успеха к успеху накапливая моральную мощь»). А чем определяется сила духа? Прежде всего утверждением таких постулатов, как бесконфузство («войска его — “безконфузные”, “Славные”, приучены к успехам; для них существует только “победа или славная смерть!” Все же остальное: поражения, неудачи, оборона, отступление, плен, трусость, малодушие, невежество, праздность, привычка быть битыми, — предосудительно славному российскому воинству»), богатырство («в суворовском сознании русские солдат и офицер не могут не быть “чудо-богатырями”), нравственное превосходство («моральный дух войск остается первым и определяющим условием победы»).
Главный секрет суворовской «науки побеждать», делают вывод авторы вышедшей книги, — в организации духа войск, в руководстве им, в развитии и эксплуатации морального элемента (нравственных сил)...
У читателя есть возможность познакомиться с законами войны по Суворову, его упреждающей («предпобедительной») стратегией, с заблаговременной подготовкой войск, с культом воинского обучения, самоличной работой и «всеместностью» начальника, бдительностью и предосторожностью, серьезным отношением к противнику и другими. Впрочем, здесь я отсылаю читателя непосредственно к книге, к тексту в 615 страниц. Увлекательной и интересной, емкой по содержанию и богатейшей, как представляется, по философскому осмыслению суворовской «науки побеждать».
С СОДЕРЖАНИЕМ вышедшей книги уже знакомятся ее первые читатели. Офицеры и генералы Министерства обороны, преподаватели Военного университета... Первые отзывы такие: идейное наследие великого полководца является подлинной жемчужиной и краеугольным камнем русской военной классики. Имея подобный бесценный духовный капитал, конечно же, постыдно постоянно выдвигать на первый план, бесконечно штудировать прекрасные сами по себе, но оторванные от российской действительности труды Карла Клаузевица, издавать огромными тиражами сомнительные книги Резуна-Суворова, воспоминания гитлеровских генералов и при этом почти не обращать внимания на заветы и заповеди Александра Суворова и Александра Свечина, других авторитетных русских военных мыслителей. Именно их слово должно быть доступно каждому российскому генералу и офицеру.
Главный недостаток проекта не зависит от авторов-составителей (Александра Савинкина, Игоря Домнина, Юрия Белова), чей талант и усердие начальник Генерального штаба Вооруженных Сил генерал армии Анатолий Квашнин оценил так: «Спасибо! Вы достойны уважения за подвижничество!» Тираж издания — 6 тысяч экземпляров. Это совсем ничего. И тут позволю привести еще один боевой принцип Александра Суворова — пользоваться победой («непрестанно наращивать усилия, безостановочно развивать успех»). Давайте разовьем успех в деле передачи суворовских традиций поколению российских офицеров XXI века. Предложение такое: каждому офицеру по книге «Не числом, а уменьем! Военная система А.В.Суворова».
Первоисточник русской военной культуры
Опубликовано в Независимом военном обозрении от 28.09.2001 г.
Великолепную серию «Российского военного сборника» достойно венчает только что изданный 18-й выпуск — «Не числом, а уменьем! Военная система А.В.Суворова». На страницах новой книги Суворов предстает как полководец от Бога, как «пророк и указание», «Пушкин русской военной культуры», идеал русского военачальника, духовный вождь российской армии.
Первая часть книги отражает суворовское учение в виде оригинальных наставлений, приказов и писем полководца. Во второй (хрестоматийной) части основные положения суворовской «Науки побеждать» «растолковываются» и разъясняются яркими представителями русской военной классики: Михаилом Драгомировым, Дмитрием Милютиным, Александром Петрушевским, Антононом Керсновским и другими. Третья часть — под названием «Основы военной системы А.В.Суворова», подготовленная Александром Савинкиным в форме «суворовского завета», — главная особенность книги. В ней раскрываются основные мировоззренческие установки и правила успешного военного искусства Суворова. Такие, как отечественность, трудолюбие, человеколюбие, «великое регулярство», «глазомер, быстрота и натиск», скорая победа, малый урон, заблаговременная подготовка, упреждающая стратегия, «смелая нападательная тактика», обуздание мятежей и многие другие.
Кстати, Суворову продолжительное время пришлось командовать войсками Люблинского боевого района (во время войны с конфедератами 1768–1772 гг.), неоднократно защищать южные рубежи России (на Кубанской, Кизляр-Моздокской укрепленных линиях и в Крыму) от набегов горцев и иных разбойных племен. В этой связи его «законы усмирителя мятежей», отражающие богатейший опыт, по-прежнему актуальны, значимы и поучительны.
При вдумчивом изучении, идейное наследие Суворова — целая программа действий, основа основ и современной военной реформы, которая успешно может быть осуществлена только в суворовском духе, по суворовским принципам. Данный вывод естественно следует из заключительной части книги, где раскрыта опасность чужеродной военной системы, которая укоренилась в нашем Отечестве со времен Павла I и почти на два столетия стала для российского народа, по словам Дениса Давыдова, горше татарского ига. Суворов, как честный человек и «отечественник», изначально пророчески узрел «злоглупость» этой системы, высмеял ее основания, попытался отвратить негативное военное развитие делом и молитвой: «Всемогущий Боже, даруй, чтоб зло для России не открылось прежде ста лет, но и тогда основание к сему будет вредно».
С сожалением и стыдом приходится констатировать, что победительная система Суворова, его правила военного искусства (упор на нравственные силы и дух войск, культ наступления и учебы, подготовка войск для боя, а не для парада, установка на действия «не числом, а уменьем!» и многое иное) последние два столетия на деле (не на словах только) проявлялись более во французской и германской (ХIХ в.), израильской и американской (ХХ в.) армиях, чем в вооруженных силах императорской России и Советского Союза.
Суворов «знал свою нацию», ее определенную пассивность, склонность к оборонительности и подражательству, «авось и небось», стремление к решению сложных проблем легким трудом, а иногда и «вообразительно» (демагогией или же «по моему хотенью, по щучьему веленью»). Умел и эти черты народного характера превращать в позитивную противоположность, создавать и на этой несовершенной основе крепкую духом победоносную армию, воспитать настоящих чудо-богатырей. Он проницательно предвидел в будущем возможность военного развития России в фальшивом направлении, различного рода «шараханья» и опасные эксперименты с армией и флотом, порождаемые деятельностью «самозванных марсов». Не надеясь на улучшение ситуации и для отвращения всего этого, полководец вынужден был, если не применить, то хотя бы указать «способы действенные». А именно: «Естественность ищите в Отечестве... Потомство мое прошу брать мой пример... Моя система, иначе — 30-летняя война...»
Составители нового издания уверены в том, что только следование суворовскому завету (в обширном смысле этого слова) обеспечит устойчивое, культурное и вообще «прибыльное» развитие Вооруженных сил Российской Федерации.