Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Венгер А. Рим и Москва: 1900–1950 / Пер. с фр.; Предисл. Н.А.Струве.

Венгер А. Рим и Москва: 1900–1950 / Пер. с фр.; Предисл. Н.А.Струве.

Автор(ы): Венгер А.
Издательство: Русский путь
Год выпуска 2000
Число страниц: 616
Переплет: твердый
Иллюстрации: есть
ISBN: 5-85887-058-9
Оценить (Нет голосов)
Нет в продаже

Описание

Эта книга есть еще
в электронном варианте

Объективное, обстоятельное, основанное на секретных архивах Ватикана исследование ученого-византолога о. А.Венгера посвящено отношениям между Римом и красной Москвой в первой половине ХХ столетия. Помимо обзора противоречивой политики Рима читатель почерпнет много неизвестных фактов о страшных временах гонений на религию.


СОДЕРЖАНИЕ


От издателей
Предисловие

Глава I
Революция 1905 года
Ассумпционисты в России

Заветная мечта отца д'Альзона
Борен в Санкт-Петербургской академии
Реакция Ленина на "Кровавое воскресенье"
Отец Кенар в Вильне
Невё в России
Ученый, отец Жоанне Тибо

Глава II
Петербургская община русских католиков

Предтечи идеи русского католицизма
Николай Толстой и обращение Владимира Соловьева
Николай Толстой у парижских ассумпционистов
Община русских католиков
Признание общины автономной миссией
Конец автономной русско-католической миссии
Конец Буа и Борена
Журнал "Слово Истины". Дух и содержание

Глава III.
Последняя аудиенция у Столыпина
Ассумпционисты на Юге

О. Эврар в Киеве
Неве в Макеевке
Конфликт между епископом Кесслером и Эмманюэлем
     Байи из-за Макеевки и Одессы
Первая мировая война и французская интервенция
Распутин и революция

Глава IV
Святой Престол и новое советское государство

Генуэзская конференция и голод в России
Триумф революции
Призывы Неве к Риму
Генуэзская конференция
Священник у Ленина
Письмо Невё Раковскому: проект соглашения между
     Святым Престолом и Советами
Папская миссия
Новые пути
Установление дипломатических отношений между Францией и СССР

Глава V
Подпольные епископы, подпольные хиротонии
"Новая борьба за инвеституру" (Чичерин)?

Невё — епископ in petto
На сцене появляется д'Эрбиньи
Полномочия о. д'Эрбиньи
Подпольные хиротонии
Последняя миссия монсеньера д'Эрбиньи в России
Вступление монсеньора Неве на Московскую кафедру
Первая тревога
Два иезуита в Ленинграде
Эпилог хиротоний
Семейная ссора: взаимоотношения д'Эрбиньи — Кенар

Глава VI
Сталин и Православная Церковь
Противники и вместе с тем союзники

Положение Православной Церкви
Завещание патриарха Тихона
Староцерковники и обновленцы
Православная Церковь встает на защиту родины
Сталин и религия
Антирелигиозная борьба
"Присутствие Неве в Москве делает бесполезными переговоры с Римом"(Чичерин)
Эрбетт выступает в защиту осужденных священников
Процесс монсеньора Скальского

Глава VII
Невё, католический епископ всея Руси
Отношения с Православной Церковью

Новые структуры Католической Церкви в России
Новые апостольские администратуры
Полномочия монсеньора Неве
Французский приход св. Людовика в Москве
Полномочия, предоставленные священникам
Пастырская деятельность монсеньора Неве
Отношения с православными. Унионизм и обращения
Отношения с православными епископами
Николай Ярушевич — будущий митрополит — вступает
     в контакт с Католической Церковью

Глава VIII
Исповедники веры

Монсеньор Болеслав Слосканс
Соловецкие острова
В Сибири
Монсеньор Антоний Малецкий и его коадъютор монсеньор Теофил Матуланис
Монсеньор Фризон
Кавказские армяно-католики
Экзарх Леонид Федоров
Отец Сергий Соловьев
Преосвященный Варфоломей Ремов, католический епископ
Юлия Данзас
Мать Анна Абрикосова

Глава IX
Будни католического епископа в Москве
(1926—1936)

Портрет
Квартира
Распорядок дня и службы
Любовь к книгам
Переписка Невё с д'Эрбиньи
Поездки и путешествия
Гости посла и посетители епископа
Невё — заступник страждущих
Невё и ГПУ
Таня: интрига ГПУ или женская склока?

Глава X
Молитвенный крестовый поход Пия XI в 1930 году
За Россию или против?

Митрополит Сергий переходит на позиции лояльности
Молитвенный крестовый поход за Россию. Декларация
     митрополита Сергия 1930 года
Декларация минского генерального викария монсеньора Петра Авгло
Дело архиепископа Филиппа

Глава XI
"Сталин побеждает по всему фронту"
Признание СССР Соединенными Штатами

Коллективизация и трагедия крестьянства
Д'Эрбиньи — "вдохновитель антифашистской энциклики"
Слухи о переговорах
Дипломатические отношения между Соединенными Штатами и СССР
Эррио в России. Трубка и табак "капораль"
Договор Рузвельт—Литвинов
Прибытие в Москву о. Брауна

Глава XII
Дело Дейбнера
Опала монсеньора д'Эрбиньи (1933)

Агент ГПУ или его жертва?
Удаление из Рима и первая опала монсеньора д'Эрбиньи (октябрь 1933)
Неве во Франции (май—сентябрь 1934)

Глава XIII
Последние годы Невё в Москве
(17 сентября 1934 — 31 июля 1936)

Убийство Кирова (1 декабря 1934)
О. Амудрю в Ленинграде
Прибытие о. Мишеля Флорана
Епископская хиротония о. Амудрю
Визит в Москву Пьера Лаваля
Отъезд монсеньера Амудрю
Процесс тамбовских доминиканок
31 июля 1936 года Невё покидает Москву. Его провожает Литвинов
Итоги

Глава XIV
Два епископа в "изгнании"

Монсеньор д'Эрбиньи: последнее испытание
Невё в Риме (1937)
Сообщение о положении трудящихся в СССР
Аудиенция у Пия XI
Второе сообщение Невё: "Очерк коммунизма"
Невё и события в России (февраль 1937)
Дело об обратной визе

Глава XV
Два священника в годы ежовщины

О. Флоран в Ленинграде
Положение Католической Церкви в Ленинграде в 1937 году
О. Флоран и Сталин
Царство террора в Москве. Браун один среди бури (1936—1939)
Перепись 1937 года и новая религиозная политика Ежовские чистки
Иллюзии посла Дэвиса
Накануне войны

Глава XVI
Святой Престол и Россия
(1939—1945)

Католическая Церковь в оккупированной России
Ватикан в политической и психологической войне Союзников и Оси

Глава XVII
Невё в годы оккупации
1941–1944

Браун в Москве (1939–1945)
Невё в годы войны

Глава XVIII
Конец французского прихода в Москве
Новые горизонты

Действия о. Кенара после освобождения Франции
Смерть монсеньера Невё
О. Тома, последний настоятель-француз московской церкви
"Блажен, кто будет жить в то время!"

Об авторе


ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ


Труд о.Антония Венгера, ученого-византолога, открывшего и подарившего миру восемь неизвестных слов св.Иоанна Златоуста, посвящен мало еще исследованному вопросу об отношениях между Римом и Москвой в первой половине XX столетия, точнее об одностороннем стремлении Ватикана завязать отношения с большевицкой властью, в надежде расширить свое влияние в России. Труд объективный, обстоятельный, кропотливый, основанный на архивных материалах, прослеживающий до мельчайших подробностей жизнь и действия двух «тайно» посвященных епископов, иезуита Мишеля д'Эрбиньи и ассумпциониста Пия Эвгения Невё, ставленников Ватикана в России, в страшные годы лютых гонений на религию небывалого еще в истории "штурма небес".
Д'Эрбиньи и Heвё принадлежали к разным монашеским орденам, но оба были воспитаны в духе I Ватиканского собора: для них «единая истина» отождествлялась со всемирным главенством папы и с его догматической непогрешимостью, а не подчиняющиеся Риму православные церкви они как бы естественно считали объектом миссионерской деятельности. Иезуитский орден, хотя и спасенный от разгрома Екатериной II, уже давно «занимался» Россией и попытками «уний» (соединение с Римом при сохранении восточного обряда). Но создатель в 1845 г. Ордена ассумпционистов, о.д'Альзон (1810—1880) не менее рьяно, из послушания папе Пию IX, отнесся к делу проникновения католичества в Россию. Для него, как напоминает о.А.Венгер, «из трех основных врагов Церкви — Революции, Пруссии и России, едва ли не самым опасным была Россия»! Если не учесть этой дикой перспективы, в значительной степени отброшенной или, по крайней мере, смягченной на II Ватиканском Соборе, трудно современному читателю, в частности русскому и православному, понять, что по началу Рим возложил на революцию и на большевиков надежду, что они создадут для него более благоприятные условия для миссии в России; что д'Эрбиньи, предпочитая брататься с живо церковниками, чем с тихоновцами, мечтал о конкордате между Святым престолом и безбожной властью; что Неве мог серьезно думать, что в середине 30-х годов удастся обманом навязать русской Церкви католического патриарха в лице несчастного еп. Варфоломея Ремова. Когда писалась книга, автор еще не знал, что настоятель Высоко-Петровского монастыря еп. Варфоломей прежде, чем тайно присоединиться к Риму, согласился в 1928 г., после повторного ареста, сотрудничать с ГПУ и следить за тем же еп. Невё, которому он потом присягал в верности, вероятно больше за страх, чем за совесть (это не помешало ему быть впоследствии осужденным, в частности за недостаточно хорошую слежку за Неве, и в 1936 г. расстрелянным). Трагический случай с еп. Варфоломеем показывает всю порочность с нравственно-христианской точки зрения попыток Ватикана воспользоваться бедами Русской Православной Церкви, чтобы пытаться подчинить ее себе, но и обреченность этих жалких попыток с точки зрения политико-тактической...
Все эти факты не умолчаны о.А.Венгером. Быть может, будучи католиком, к тому же членом ордена ассумпционистов, он не достаточно их выделяет. Но он и не считает нужным эти печальные факты заглаживать, и почти не упоминает о другом, более бескорыстном подходе к Православию, которое вырабатывалось в бенедиктинских монастырях приблизительно в те же годы (например в общине о. Ламберта Бодуэна в Бельгии). Правда, он также не касается и того негодования, которое вызывало среди православных деятелей в Париже небратское поведение еп. д'Эрбиньи.
О. А.Венгер принадлежит к поколению богословов, подготовивших II Ватиканский Собор. Его участник и обозреватель, посвятивший Собору многотомную хронику, он не только всей душой сочувствует принятым реформам, но считает, что они должны быть продолжены и углублены. На последних страницах книги он без обиняков заявляет, что «будущая русская миссия (само слово "миссия" он берет в кавычки) будет не латинская — разве что по отношению к католикам-латинянам — и не униатская: Православная Церковь... воплощает собой судьбу христианской веры в России». Сближение Церквей он видит во взаимном их углублении. Будем надеяться, что эта новая точка зрения, засвидетельствованная в соглашении, подписанном в 1991 г. в Баламанде, утвердится навсегда, и что уже не вернутся времена, когда Россия и другие православные страны подлежали открытому, а иногда и коварному прозелитизму со стороны католических миссионеров.
Из книги, помимо обзора противоречивой политики Рима по отношению к красной Москве, читатель почерпнет много неизвестных фактов о страшных временах гонений. Еп. Невё, проживший в Москве с 1926 по 1936 г., регулярно, через посольства, посылал подробные отчеты в Рим, чем способствовал тому, что политика Ватикана стала по отношению к советской власти более трезвой и жесткой. Небольшая община католиков, как обращенных русских, так и иностранного происхождения, несмотря на то, что находилась под покровительством Рима, разделила участь сотен и сотен тысяч православных: мало кто из нее избежал расстрела или Гулага.

НИКИТА СТРУВЕ