Толочко П.П. Перечитывая Нестора / Петр Толочко.
Оценить (Нет голосов) |
Описание
Историк-медиевист Петр Петрович Толочко (1938–2024) ищет ответы на вечные вопросы отечественной историографии (как и любознательных читателей): отражает ли Повесть временных лет реальную картину руской жизни IX – начале XII в.? Откуда печерскому летописцу, создававшему свой труд в начале XII в., было знать, что происходило на Руси задолго до него, в IX и X вв.? ПВЛ — хроника или историческое сочинение? И, наконец, действительно ли ее автором был, как считает письменная традиция Печерского монастыря, монах Нестор? Производные от названия «Русь» в авторском тексте написаны с одной буквой «с» — как в Повести временных лет.
В отличие от многих исследователей, автор не страдает излишней подозрительностью к подлинности летописных свидетельств, как и заблуждением, будто мы, историки, знаем о Руси IX – начале XII в. больше того, что знали летописцы и что заткано в ПВЛ. Не будь ее, мы бы и вообще ничего не ведали о том, о чем спорим и в чем сомневаемся.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава 1. Проблема источников Повести временных лет
Летописание греческое
Русь легендарная
Свидетельства очевидцев. Народные предания
Миниатюры Радзивиловской летописи и ПВЛ
Глава 2. О введении Повести временных лет
Славяне (восточные)
Русь – Руская земля
Кто в Киеве начал первея княжить?
Глава 3. Летописание Десятинной церкви
Историки о начальном летописании
Поход Руси на Царьград
Походы князей Олега и Игоря на Константинополь. Договоры Руси с греками
Визит княгини Ольги в Константинополь
О покорении Ольгой древлян
Княжение Святослава. Дунайские походы
Осада Киева печенегами
Ярополк на киевском столе
Летопись Владимира Святославича
Выбор веры Владимиром: реальность или вымысел?
Крещение Владимира и Руси
Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная)
Глава 4. Софийское летописание
Древнейший летописный свод
Повесть «Об убиении Борисове»
Борьба Ярослава (Мудрого) за киевский стол
Любечская битва
Битва Ярослава с Болеславом на Буте
Битва Ярослава со Святополком на Альте
Лиственская битва
Заложи Ярослав город великий
Последняя тайна митрополита Илариона
Глава 5. Печерская летопись
Автор ПВЛ о себе
Житие Феодосия
О редакциях ПВЛ
О летописи (своде) Никона
О летописном своде Иоанна (Начальном)
О походе руских на половцев
Б.А. Рыбаков об авторе статьи 1111 г.
Глава 6. Внелетописные произведения в ПВЛ
Сочинения Владимира Мономаха
Письмо Олегу Святославичу
Поучение Мономаха своим детям
Летопись путей или автобиография
Молитва
Повесть об ослеплении Василька
Глава 7. Кто же был автором Повести временных лет?
Нестор: летописец или агиограф?
Сильвестр: переписчик или летописец?
Время жизни Нестора и Сильвестра
Именной указатель
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Предлагаемое исследование является ответом на вечные вопросы отечественной историографии (как и любознательных читателей): Отражает ли Повесть временных лет (далее – ПВЛ) реальную картину руской жизни IX-XII вв.? Откуда летописцу, создававшему свой труд в начале XII в., было знать, что происходило на Руси задолго до него, в IX и X вв.? ПВЛ — хроника или историческое сочинение? И, наконец, действительно ли ее автором был Нестор, как считает традиция Печерского монастыря?
Одним из первых, сто высказал сомнения в источниковых возможностях ПВЛ, был известный исследователь летописания М.Д.Приселков. Согласно ему, труд этот является «искусственным и малонадежным источником» по истории Руси. В последующем число сомневающихся только прибавлялось. Критика свидетельств ПВЛ постепенно становилась своеобразным знаком качества летописеведческих исследований.
По мнению некоторых современных историков, ПВЛ и не совсем исторический труд. Скорее сакральный, писавшийся для Страшного Суда. Причем, не по личной инициативе летописцев, а по заказу неких политических корпораций, обеспокоенных своим будущим в земной и загробной жизни. Определенно, если бы эти ученые мудрствования стали известны Нестору или его коллегам, они бы немало удивились. Прежде всего потому, что писали то они историю своего Отечества и не для Страшного Суда, а для того, чтобы, как сказал пушкинский летописец Пимен, ведали «потомки православных земли родной минувшую судьбу».
«Временные лета» — это «минувшие лета» и именно они представляли интерес для автора ПВЛ. «Скажем што ся оудеяло» и «по ряду положим числа», заявил он в самом начале своего труда. Особенно важным для него было найти место Руси в мировой истории. Этому посвящено, практически, все введение к своду с его широким библейским зачином о народах мира и их разделении. Русь и славян он поместил в Афетовой части мира. <...>