Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новинка
Толочко П.П. Перечитывая Нестора / Петр Толочко.

Толочко П.П. Перечитывая Нестора / Петр Толочко.

Автор(ы): Толочко П.П.
Год выпуска 2024
Число страниц: 308
Переплет: твердый
Иллюстрации: цв.
ISBN: 978-5-98854-093-9
Оценить (Нет голосов)
Скоро в продаже

Описание

Историк-медиевист Петр Петрович Толочко (1938–2024) ищет ответы на вечные вопросы отечественной историографии (как и любознательных читателей): отражает ли Повесть временных лет реальную картину руской жизни IX – начале XII в.? Откуда печерскому летописцу, создававшему свой труд в начале XII в., было знать, что происходило на Руси задолго до него, в IX и X вв.? ПВЛ — хроника или историческое сочинение? И, наконец, действительно ли ее автором был, как считает письменная традиция Печерского монастыря, монах Нестор? Производные от названия «Русь» в авторском тексте написаны с одной буквой «с» — как в Повести временных лет.
В отличие от многих исследователей, автор не страдает излишней подозрительностью к подлинности летописных свидетельств, как и заблуждением, будто мы, историки, знаем о Руси IX – начале XII в. больше того, что знали летописцы и что заткано в ПВЛ. Не будь ее, мы бы и вообще ничего не ведали о том, о чем спорим и в чем сомневаемся.


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

Глава 1. Проблема источников Повести временных лет
         Летописание греческое
         Русь легендарная
         Свидетельства очевидцев. Народные предания
         Миниатюры Радзивиловской летописи и ПВЛ

Глава 2. О введении Повести временных лет 
         Славяне (восточные)
         Русь – Руская земля
         Кто в Киеве начал первея княжить?

Глава 3. Летописание Десятинной церкви
         Историки о начальном летописании
         Поход Руси на Царьград
         Походы князей Олега и Игоря на Константинополь. Договоры Руси с греками
         Визит княгини Ольги в Константинополь
         О покорении Ольгой древлян 
         Княжение Святослава. Дунайские походы
         Осада Киева печенегами
         Ярополк на киевском столе
         Летопись Владимира Святославича
         Выбор веры Владимиром: реальность или вымысел?
         Крещение Владимира и Руси
         Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная)

Глава 4. Софийское летописание
         Древнейший летописный свод 
         Повесть «Об убиении Борисове»
         Борьба Ярослава (Мудрого) за киевский стол
         Любечская битва 
         Битва Ярослава с Болеславом на Буте 
         Битва Ярослава со Святополком на Альте
         Лиственская битва
         Заложи Ярослав город великий
         Последняя тайна митрополита Илариона 

Глава 5. Печерская летопись
         Автор ПВЛ о себе 
         Житие Феодосия 
         О редакциях ПВЛ 
         О летописи (своде) Никона
         О летописном своде Иоанна (Начальном)
         О походе руских на половцев 
         Б.А. Рыбаков об авторе статьи 1111 г. 

Глава 6. Внелетописные произведения в ПВЛ
         Сочинения Владимира Мономаха
         Письмо Олегу Святославичу 
         Поучение Мономаха своим детям 
         Летопись путей или автобиография 
         Молитва 
         Повесть об ослеплении Василька 

Глава 7. Кто же был автором Повести временных лет?
         Нестор: летописец или агиограф? 
         Сильвестр: переписчик или летописец?
         Время жизни Нестора и Сильвестра

Именной указатель


ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ

Предлагаемое исследование является ответом на вечные вопросы отечественной историографии (как и любознательных читателей): Отражает ли Повесть временных лет (далее – ПВЛ) реальную картину руской жизни IX-XII вв.? Откуда летописцу, создававшему свой труд в начале XII в., было знать, что происходило на Руси задолго до него, в IX и X вв.? ПВЛ — хроника или историческое сочинение? И, наконец, действительно ли ее автором был Нестор, как считает традиция Печерского монастыря?
Одним из первых, сто высказал сомнения в источниковых возможностях ПВЛ, был известный исследователь летописания М.Д.Приселков. Согласно ему, труд этот является «искусственным и малонадежным источником» по истории Руси. В последующем число сомневающихся только прибавлялось. Критика свидетельств ПВЛ постепенно становилась своеобразным знаком качества летописеведческих исследований.
По мнению некоторых современных историков, ПВЛ и не совсем исторический труд. Скорее сакральный, писавшийся для Страшного Суда. Причем, не по личной инициативе летописцев, а по заказу неких политических корпораций, обеспокоенных своим будущим в земной и загробной жизни. Определенно, если бы эти ученые мудрствования стали известны Нестору или его коллегам, они бы немало удивились. Прежде всего потому, что писали то они историю своего Отечества и не для Страшного Суда, а для того, чтобы, как сказал пушкинский летописец Пимен, ведали «потомки православных земли родной минувшую судьбу».
«Временные лета» — это «минувшие лета» и именно они представляли интерес для автора ПВЛ. «Скажем што ся оудеяло» и «по ряду положим числа», заявил он в самом начале своего труда. Особенно важным для него было найти место Руси в мировой истории. Этому посвящено, практически, все введение к своду с его широким библейским зачином о народах мира и их разделении. Русь и славян он поместил в Афетовой части мира. <...>