Никифоров-Волгин В.А. Древний город: рассказы, повести / Василий Никифоров-Волгин; [сост., предисл., подгот. текста и примем.: Е.А.Осьминина].
Оценить (Нет голосов) |
Описание
Книгу выдающегося прозаика русского зарубежья Василия Акимовича Никифорова-Волгина (наст. фам. Никифоров; 1900/1901–41) составили произведения из двух сборников, изданных в Таллинне, — «Земля именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938), а также не вошедшие в прижизненные сборники, рассеянные по страницам зарубежной периодики 1920-30-х гг. рассказы и очерки, легенды и сказания, фельетоны и бытовые зарисовки, этюды и эскизы, сценки и отрывки из повестей, большинство из которых не переиздавались и публикуются в России впервые.
Сквозные темы произведений Никифорова-Волгина — исцеление распадающегося мира, просветление человеческой души, обращающейся к христианству. По оценке П. Пильского, его творчество — «отражение и отзвук исканий Бога, чистая, горняя мечта по невидимому граду благодати и успокоения». По определению К. Аренского, «одно из самых ценных качеств творчества Никифорова-Волгина — его простота. Он не гонится за “потрясающей” темой, не стремится к вычурной искусственности. У него все просто, правдиво, и эта ненадуманность привлекает читателя». Книга адресована как специалистам по истории русского зарубежья, так и широкому кругу читателей, интересующихся путями отечественной литературы и культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
Е.А. Осьминина. Свидетель истории
ЗЕМЛЯ ИМЕНИННИЦА
Детство. [Цикл]
1. Великий пост
2. Преждеосвященная
3. Исповедь
4. Причащение
5. Двенадцать Евангелий
6. Плащаница
7. Канун Пасхи
8. Светлая заутреня
9. Земля именинница
10. Серебряная метель
[Рассказы]
Молнии слов светозарных
Сумерки
Архиерей
Странники
Древняя книга
Икона
Оскудение
Лесник Гордей
Юродивый
Под колоколами
Чаша
Земной поклон
Мати-пустыня
Тревога
Вериги
Ветер
Черный пожар
Голод
Максим Каменев
Падающие звезды
На рубеже
Шелуха от семечек
ДОРОЖНЫЙ ПОСОХ
Дорожный посох. [Повесть]
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Из воспоминаний детства. [Цикл]
Крещение
Кануны Великого поста
«Торжество Православия»
Великая суббота
Иванушка
Радуница
Отдание Пасхи
Яблоки
Певчий
Святое святых
Тайнодействие
Юродивый Глебушка
Московский миллионщик
[Рассказы]
Любовь — книга Божья
Весенний хлеб
Древний свет
Алтарь затворенный
Свеча
Солнце играет
Молитва
Гробница
Вериги Толстого
Пушкин и митрополит Филарет
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НЕ ВОШЕДШИЕ В ПРИЖИЗНЕННЫЕ СБОРНИКИ
I
Семь таинств. [Цикл]
Крещение человека
Венчание человека
Великий пост
Покаяние
Причастие
Рассказы
В ночь Воскресения
Васька и Гришка
Взыскующий
Вечерний звон
Жизнь в грезах
В октябре
Не в брачной одежде
В потемках
Сон деда Онисима
Радость мирская
Совесть
Голубая кровь
Дар слезный
Ночь весенняя
Камчатники. Из школьных лет
Убийство
Этапы
Рождественскою ночью
В школу
Колдун
«Предатель»
Старый лес
Антихрист
Град Китеж
Безумие
Микешкина наука
Вечерняя дума
Река шумит
Русь покаянная
Песни исходные
Кошмар
Чаша страданий
Старики
Безбожник
Горсть пшеницы
Распятая мать
Мать
Юность
Груня
Россия
Инвалиды
В Великую пятницу
Двенадцать Евангелий в лесу
Зверь из бездны
У стены плача
Песня
Деревенский ветер
Коллекция мистера Райта
Пасхальная земля
Легенды, сказания, сказы
Чаша гнева
Дедов сказ
Колдунья. Нарвская легенда
Заутреня святителей. Под Новый год
Слезы детские. Рождество на рубеже России
Каменный крест. Нарвская легенда
Страшный грех. Стародавнее нарвское предание
Милосердие. На мотивы древних сказаний
Праведники и миротворцы. На мотивы сказаний
Васька Кирпичников и А.С. Пушкин. Из цикла сказаний о великих людях
II
Русь юродивая. [Цикл]
«Мелкопитающийся»
«Андел»
Царские посадские
Рыдающий Фомушка
Икона Масленицы
Почтеннейший
Сценки, маленькие фельетоны, бытовые зарисовки
С натуры. [I]
Обстрел г. Нарвы. Сценка
Театралы. Сценка
Свадьба. Сценка
В трактире
Думы покойника
На пароходе
Терния
У кино
В 1923 году
Ярмарка
Вверх по Нарове
В Россию
Фокс-трот
С натуры. [II]
Штрихи
Конец света
Рассказ об утопшем журналисте, о таракане в булке и Аристархе Зыбине
О превращениях с одного пола в другой
Донос
Смешная публика
У гроба
Нарва без вывесок. Маленький провинциальный фельетон
Про Лешку Пузанова и девицу 32 лет
Курьезы нарвской провинции. Бытовые зарисовки
На ярмарке в Нарве. Бытовая зарисовка
Поминки
На рубеже. Бытовые зарисовки
Извозчики
У покойника
Курьезы нарвской провинции. Вместо фельетона
Как принаровский мужичок обдул нарвских торговцев
III
Эскизы, этюды
Встреча. Эскиз
Сон. Эскиз
Бессонница. Эскиз
На путях изгнания. Эскиз
Взыскующие. Эскиз
Осенний этюд
Тоска огненная. Рождественский этюд
Родные огни. Этюд
Пасха на рубеже России
Нарва-Иоезу накануне осени
Отрывки из повестей
Митрошка. Страница из повести «Золотые ключи»
Все проходит... Отрывок из повести «Последняя вечеря»
Древний город. Тихая жизнь в городе на эстонско-советской границе
Примечания
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
При жизни В.А. Никифорова-Волгина (1900/1901–1941) было издано два его сборника — «Земля именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938). Предполагался третий, «Древний город (Жизнь и нравы русской провинции после революции)» (готовился в 1939-м, но не вышел из-за начавшейся войны и изменения международных отношений: в частности, между СССР и Эстонской Республикой, где жил писатель).
Древний город — Нарва, где писатель прожил большую часть своей жизни. До революции город входил в состав Санкт-Петербургской губернии, русские в нем составляли почти половину населения. По Тартусскому мирному договору 1920 г. к Эстонской Республике отошла часть Псковской губернии, территория на правобережье р. Наровы (Нарва с Принаровьем). В 1920-е и 30-е гг. здесь еще сохранялась старая русская жизнь, с ее бытом и нравами, порядком и обычаями — так непохожая на то, что происходило и в советской России, и в России зарубежной (в других центрах русской эмиграции). Эту жизнь и описал Никифоров-Волгин в своих очерках и рассказах.
Особенность его описаний — опора на факты, газетные материалы, документальные свидетельства. Она проявилась и в большинстве произведений на разные темы. Никифоров-Волгин часто идет не от вымысла, а от увиденного, услышанного, от «человеческого документа». Можно сказать, что по самому своему творческому акту он — «репортер» в высшем смысле этого слова, «свидетель». Для трагических событий XX в. он становится «свидетелем истории». К лучшим страницам произведений Никифорова-Волгина можно поставить эпиграфом строки из единственного на сей день напечатанного его письма: «В рассказе моем нет вымысла. Через все это пришлось пройти и пережить. Имена действующих лиц изменены. Некоторых из них уже нет».