Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новинка
Мандельштам Ю.В. Эссе. Литературная критика. Письма, 1932–1941 / Юрий Мандельштам; сост., вступ. ст., подгот. текста и примеч. Е.М.Дубровиной.

Мандельштам Ю.В. Эссе. Литературная критика. Письма, 1932–1941 / Юрий Мандельштам; сост., вступ. ст., подгот. текста и примеч. Е.М.Дубровиной.

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2022
Число страниц: 520
Переплет: твердый
Иллюстрации: есть
ISBN: 978-5-85887-540-6
Размер: 222×151×30 мм
Вес: 660 г.
Голосов: 3, Рейтинг: 3.56
700 р.

Описание

Статьи и эссе поэта и ведущего литературного критика русского Парижа 1930-х – нач. 1940-х гг. Юрия Мандельштама (1908–1943), собранные литературоведом и историком русского зарубежья Еленой Дубровиной, печатались в эмигрантской периодике и стали своего рода путеводителем по литературе того времени. В России они публикуются впервые.
Мандельштам внимательно следил не только за творчеством русских эмигрантов (на которое ощутимо влиял), но и за состоянием литературного процесса в Европе и СССР.
В книжных рецензиях ярко проявляется незаурядная личность их автора: острый аналитический ум, принципиальность, искренность, духовная глубина и бескомпромиссность. Трагические повороты его судьбы раскрывает личная переписка, включенная в этот том, а также пять посланий неизвестному читателю, написанных Ю. Мандельштамом незадолго до его гибели в Освенциме. Издание адресовано всем интересующимся историей русской эмиграции и литературой 1930-х – нач. 1940-х гг.





РЕЦЕНЗИИ


Виктор Леонидов
Христиане по природе
Мандельштам, всего лишь однофамилец, но тоже поэт-мученик

НГ - Ex-libris, 05.10.2022


Он не был родственником поэта Мандельштама, только однофамильцем. Общими у них были происхождение и невероятная, всепоглощающая любовь к литературе. И еще они вошли в длинный список русских поэтов-мучеников. Юрий Мандельштам (1908–1943) погиб в печах Освенцима.
Юрий Владимирович Мандельштам был одной из самых заметных фигур русского Парижа. Выходец из богатой еврейской семьи, после глубоких раздумий принявший православие, муж дочери композитора Игоря Стравинского, один из самых популярных поэтов и рецензентов, печатавшихся в русских эмигрантских изданиях, он мог казаться просто счастливчиком. От других его отличало блестящее знание иностранных языков, он легко и со знанием дела писал о книгах, выходивших в Европе, прежде всего во Франции. Однако главным всегда оставались родные поэзия и проза.

Вообще до недавнего времени он был более известен как поэт. Поэт искренний, с болью писавший стихи об оставленной родине. Фигура Мандельштама-критика, блистательного мастера рецензии, литературного мыслителя, оставалась где-то в тени. И вот недавно стараниями неутомимой, как сказали раньше, пропагандисткой наследия российской эмиграции Еленой Дубровиной увидела свет эта книга Юрия Мандельштама.
Оказывается, и в наше время еще возможны открытия. Словно какой-то град Китеж, на горизонте истории российского литературоведения возник критик невероятного масштаба. Все дело в том, что Юрий Мандельштам никогда не считал критику чем-то подсобным, приложением к прозе или поэзии. «Критика – самостоятельный вид творчества, лишь находящийся во взаимодействии с чужим творчеством», – писал он. К каждой своей – пусть даже самой небольшой – статье он подходил более чем ответственно. И все пропускал через себя. Именно поэтому так интересно читаются статьи в этом сборнике. Здесь вы можете прочесть об Александре Радищеве и Андре Моруа, Иване Бунине и Франсуа Мориаке, поэтах русского Парижа и французских литераторах начала ХХ века. Перед нами разворачивается полотно европейской и русской литературы первой половины ХХ века. Причем Юрий Владимирович также писал и о произведениях, появлявшихся в СССР, о книгах, к примеру, Бориса Пильняка, Пантелеймона Романова, Бориса Пастернака.

«Творчество — не слепое повиновение силам, в нас заложенным, а сотрудничество с ними. Бог как бы оставил мир недосозданным, дав нам миссию продолжать творения. В этом смысле писатели и художники — «христиане по природе», даже если сами того не признают», — считал он. Юрий Владимирович Мандельштам и был в своих произведениях соавтором стихов и прозы, о которых писал.