«Персонажи в поисках автора»: Жизнь русских в Италии ХХ века / пер. с ит. А.В.Ямпольской; сост., науч. ред. А.д'Амелия, Д.Рицци.
Издательство:
Русский путь
Год выпуска
2011
Число страниц:
320
Переплет:
твердый
Иллюстрации:
вкл. 20 с.
ISBN:
978-5-85887-393-8
Размер:
223×150×28 мм
Вес:
660 г.
Оценить (Нет голосов) |
440 р.
560 р.
Скидка
120 р.
Описание
В сборнике представлены результаты многолетней работы итальянских исследователей по изучению феномена русской эмиграции в Италии ХХ в. и ее связей с итальянской культурой. Архивные разыскания позволили пролить свет на многие до сих пор малоизвестные страницы плодотворного русско-итальянского сотрудничества. Исследования касаются разнообразных сфер, отмеченных русским присутствием, — изобразительное искусство, литература, театр, политика и общественная жизнь. Издание предназначено для специалистов по истории русского зарубежья, а также для широкого читателя, интересующегося историей взаимодействия русской и итальянской культур.
Уцененный товар. Книга может иметь незначительные дефекты или наклеенный ценник
Уцененный товар. Книга может иметь незначительные дефекты или наклеенный ценник
ИЛЛЮСТРАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
От составителей
Принятые сокращения
НА ВЫСТАВКАХ И В МАСТЕРСКИХ
АНТОНЕЛЛА Д'АМЕЛИЯ
Русские художники в Риме в начале XX века: От Международной выставки до авангарда
МАТТЕО БЕРТЕЛЕ
Открытие русского павильона на Международной художественной выставке в Венеции в 1914 годУ
ЭЛЬДА ГАРЕТТО
Елена Григорович - художница, антропософка, бывшая террористка
Раффаэлла Вассена
Милан и русское искусство: 1900-1950 годы
Приложение
Выставки русских художников в Милане и провинции (1900-1950)
ЛИТЕРАТУРНАЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА
ДАНИЕЛА РИЦЦИ
Русские художники и писатели в статьях и воспоминаниях Арденго Соффичи
БЬЯНКА СУЛЬПАССО
В тени «Imaginifico». Новые материалы к теме «Д'Аннунцио и Россия»
Содержание
СТЕФАНО ГАРДЗОНИО
Флоренция в творчестве русских поэтов-эмигрантов в Италии: Некоторые штрихи к теме
ЛОРАН БЕГЭН
Русская эмиграция и итальянское книгоиздание: Из истории туринского издательства «Славия»
НА ПОДМОСТКАХ ТЕАТРОВ
ПАТРИЦИЯ ВЕРОЛИ
«Фокинеидa» 1911 года: «Русский балет» в театре Ла Скала
ПАТРИЦИЯ ДЕОТТО
Первые шаги Николая Бенуа в театре Ла Скала
ЛАУРА ПИККОЛО
Pусский балет на римской сцене 1920-х годов
МАРИЯ ПИЯ ПАГАНИ
Режиссер в изгнании и его переводчица: Николай Евреинов и Раиса Олькеницкая-Нальди
ЛАУРА ПИККОЛО
Настоящие и вымышленные русские на итальянской сцене
ФАУСТО МАЛЬКОВАТИ
Татьяна Павлова в театре Ла Скала
АНЬЕЗЕ АККАТТОЛИ
Лидия Джонсон: Судьба русской дивы в истории итальянского развлекательного жанра
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВЛАСТЬ
МАРКО БРЕШИАНИ
Русские тени: Портрет Андреа Каффи
ДЖУЗЕППИНА ДЖУЛИАНО
Русские при «дворе» Муссолини
ВЛАДИМИР КЕЙДАН
Выбор Фeдора Бутенко: Судьба интеллектуала-невозвращенца в эпоху тоталитаризма
Об авторах
РЕЦЕНЗИИ
Виктор Леонидов
Италия – роскошная страна
О сгинувших, перемещенных, изгнанных
НГ-ExLibris от 05.07.2012 г.
Мало кто знает, что цитата, вынесенная в заглавие, была первой опубликованной строкой Гоголя, вышедшей при его жизни. Будущий создатель «Сорочинской ярмарки» и «Мертвых душ» писал:
Италия – роскошная страна!
По ней душа и стонет, и тоскует;
Она вся рай, вся радости полна,
И в ней любовь роскошная веснует.
Под этой не совсем складной строфой — как известно, великий писатель довольно скоро отверг свои первые стихотворные опыты — могли бы подписаться сотни русских поэтов и художников. Примеры Карла Брюллова, Александра Иванова, Ореста Кипренского, Вячеслава Иванова и других мастеров слова и кисти давно стали хрестоматийными.
И все-таки еще очень и очень многое из истории жизни русских в Италии остается малоисследованным или вовсе забытым. Что еще раз подтвердил сборник «Персонажи в поисках автора»: Жизнь русских в Италии ХХ века», вышедший в московском издательстве «Русский путь».
Коренное его отличие от бездны подобного рода исследований в том, что он написан по материалам апеннинских архивов и библиотек итальянскими учеными-славистами, участниками группы по изучению истории русской эмиграции в Италии первой половины ХХ века — так называемой золотой, первой волны. Составители книги Антонелла д’Амелия и Даниела Рицци собрали большой авторский коллектив, куда вошли профессор Университета Триеста Патриция Деотто, профессор Миланского государственного университета Фаусто Мальковатти, автор ряда работ о Сергее Дягилеве Патриция Веролли. Они и другие представили свои статьи, разворачивающие огромное полотно русской жизни на земле бывшей великой Римской империи.
Само содержание «Персонажей в поисках автора» столь разнообразно, что отразить его с полной репрезентативностью в одной статье непросто. Здесь история русского влияния в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке, балете, государственной и политической деятельности.
Открывший книгу прочтет о триумфах России на всемирных выставках 1911 года в Риме и Турине, когда архитектор Владимир Щуко возвел неоклассические дворцы, в которых были представлены лучшие достижения художественно-промышленной жизни России, в том числе целые залы были отданы Репину и Серову. Вы узнаете об экспозициях русского искусства, проходивших в Милане, и о том восторге, который вызвали у публики вернисажи Филиппа Малявина, Паоло Трубецкого и Бориса Григорьева. Можно прочесть о яростной полемике между театральными и балетными критиками — ее вызвала неповторимая Ида Рубинштейн, станцевавшая вместе с Анной Павловой «Клеопатру» на сцене «Ла Скала». Этот спектакль, феерические костюмы и декорации к которому подготовил Бакст, привез в Милан Сергей Дягилев.
Однако, оказывается, не только великий импресарио представлял в Италии искусство танца из России. Настоящим конкурентом стал ему «Русский балет Леонидовой», названный так по псевдониму Елены Писаревской, певицы, танцовщицы, звезды немого кино, сыгравшей главную роль в культовом фильме итальянского авангарда «Таис» и организовавшей одну из самых популярных трупп 20-х годов в Европе. О ее феерической судьбе также можно узнать, прочитав «Персонажи в поисках автора».
Уверен, открытием для многих станет история другой героини книги — выдающегося режиссера Татьяны Павловой, поставившей на сцене «Ла Скала» «Бориса Годунова», «Евгения Онегина», «Жизнь за царя» и «Пиковую даму». Каждая ее работа вызвала бурю критики, принимавшей или напрочь отвергавшей этот мощный, самобытный талант.
Так же как и вряд ли широкие круги читателей слышали о другой талантливой женщине, литературном критике и переводчице Раисе Олькеницкой-Нальди, одной из главных и ревностных, если вспомнить термины не столь давних лет, пропагандисток в Европе творчества великого режиссера и теоретика театра Николая Евреинова. Мало кто помнит художницу и антропософку, заметную фигуру в кругах литераторов Серебряного века Елену Григорович, подругу Бальмонта и Брюсова, начинавшую свою жизнь в боевой террористической организации эсеров, а закончившую ее в Милане верной сторонницей идей Блаватской и переводчицей работ Николая Бердяева.
И еще очень о многом можно узнать, открыв «Персонажи в поисках автора». И о первых шагах работы Николая Бенуа в театре «Ла Скала», и о яростном борце против тоталитаризма, журналисте и публицисте Андреа Каффи, и об авторе пламенных статей против троцкистов и двурушников советском журналисте и дипломате Федоре Бутенко, который, оказавшись в Италии, так же горячо встал под знамена фашизма и где-то сгинул после войны, скорее всего в лагерях перемещенных лиц.
Закончить рецензию на этот поистине бездонный сборник хотелось бы словами замечательного писателя-изгнанника, всю жизнь писавшего об Италии, об этом благословенном крае, и восхищавшегося его красотой и историей — Бориса Зайцева: «Мы любили свет, красоту, поэзию и простоту этой страны, детскость ее народа, ее великую и благодатную роль в культуре».