Новости
Новости за год:
2006,
2007,
2008,
2009,
2010,
2011,
2012,
2013,
2014,
2015,
2016,
2017,
2018,
2019,
2020,
2021,
2022,
2023,
2024,
В Москве открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения К.А.Коровина (1861–1939)
Свет — слово — цвет
Традиционное слово «открытие» на этот раз поистине символично. Экспозиция, представленная в Государственной Третьяковской галерее, открывает в творчестве художника с мировым именем много нового. Во-первых, масштаб творческой палитры Коровина. На выставке — около 240 живописных, театральных, монументальных произведений из 22 музеев России и зарубежья: Третьяковки и Русского музея, провинциальных городов России, Белоруссии, Казахстана, а также из частных собраний.
И главное, что во всем многообразии временных периодов, художественных направлений и жанров творчество Коровина представлено сегодня в ГТГ, пожалуй, впервые: «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым. Гурзуф», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция». Хотя при жизни (за исключением последних лет) выставочная деятельность Коровина была интенсивной и плодотворной и в России, и за рубежом.
Особо значимы его монументальные панно для павильона «Крайний Север», выполненные по заказу С.Мамонтова для Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года (4 из них были специально отреставрированы для нынешней выставки). Важным этапом стало и участие Коровина во Всемирной выставке 1900 года в Париже и в живописных «Русских сезонах» Дягилева в 1923 году в Берлине. Знаменательной была и персональная выставка Коровина в Москве, в Третьяковской галерее 90 лет тому назад (и в этом смысле нынешняя выставка юбилейная вдвойне!). Прославили Коровина и выставки в эмиграции, особенно в ранние периоды творчества. Но в СССР экспонировались лишь отдельные картины художника в музейных собраниях. Только к 100-летнему юбилею Коровина в 1961 году в Академии художеств удалось показать целый ряд его работ.
Проект, подготовленный к 150-летию Коровина, — две объемные выставки в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Государственной Третьяковской галерее в Москве — стал новым словом в создании ретроспективных юбилейных экспозиций. А особенность выставки Коровина в Третьяковской галерее в том, что это — выставка-монография.
Уже хорошо освоенное за последние годы выставочное пространство Третьяковки на Крымском валу на этот раз организованно особенно изобретательно. Картины сгруппированы не только по крупным тематическим блокам. Кураторы и дизайнеры разместили полотна Коровина из разных музеев так, чтобы выявить развитие живописных тем.
<...>
Другую важную особенность выставки подчеркнула заместитель директора ГТГ по научной работе Лидия Ивановна Иовлева:
— Мы впервые имеем возможность показать наряду с живописными работами Коровина его литературные произведения и представить их не только в одном из разделов экспозиции, но и в киоске наряду с каталогом и DVD-диском.
Речь идет о двухтомнике «То было давно... там... в России» (М.: Русский путь, 1-е изд. — 2010, 2-е изд. — 2011). В книге впервые собраны все мемуары, письма, рассказы Коровина и опубликован ранее не издававшийся рассказ «Охота... рыбная ловля... Коля Куров» по рукописи с рисунками автора, которая сегодня хранится в Доме русского зарубежья им.А.Солженицына.
Коровин передает словом не только события своей жизни и взаимоотношения с друзьями. В его рассказах и описание поисков живописных решений. «Уж наступил вечер. Красный, как шар, таинственный, вышел месяц над дальними лесами. И я наскоро, на холсте, старался найти лиловый тон неба и цвет месяца. Ели силуэтами темнели над старым сараем. Была тишина, и замирала природа в сумраке вечера. Сбоку засветилась, блистая, Венера».
Продолжение этой словесной зарисовки Коровина можно найти в его живописных полотнах, собранных на выставке в разделах «Охотино. Деревенские пейзажи» и«Ноктюрны». А в параллель к рассказам «На рыбалке», «Сом» — красочные натюрморты «Рыбы», «Рыбы, вино и фрукты»...
Интересно сопоставить портреты кисти Коровина с литературными характеристиками героев его живописных произведений. Среди трех портретов Шаляпина разных лет выделяется «Портрет артиста Ф.И.Шаляпина» (1911). Певец изображен сидящим у стола в вальяжной позе в залитой солнцем комнате на фоне распахнутого в сад окна. Человеком неуемного жизнелюбия, огромного творческого темперамента предстает Шаляпин и в многочисленных рассказах и мемуарах Коровина. В портрете одного из самых близких своих друзей Николая Дмитриевича Чичагова (1902) художник подчеркнул добродушие, спрятанное в ироничном прищуре глаз и улыбке. Рассказы Коровина дополняют эту характеристику: Константин Алексеевич называет этого весельчака и балагура, преодолевающего хромоту и нездоровье, по-свойски — Чичей. В рассказе «Две Татьяны» читаем: «Из души его всегда лилось веселье. Он никогда ни на что не жаловался».
Имя директора конторы императорских театров В.А.Теляковского встречается в рассказах Коровина, посвященных театру. А на портрете Владимир Аркадьевич изображен в военном мундире вне театрального окружения.
— Дело в том, что Теляковский, — объясняет хранитель выставки Тамара Павловна Спиридонова, — был полковником Конной гвардии, и в этом чине получил назначение императора на должность руководителя театров Москвы, а затем и Петербурга. Он не только не скрывал своей принадлежности к военному сословию, но гордился этим. И к тому же это был человек большой культуры, музыкально и художественно образованный.
Благодаря литературным мемуарам Коровина «Моя жизнь» можно существенно дополнить впечатление от живописного портрета Теляковского. Рассказывая о своей работе в качестве художника Московских императорских театров, Коровин описывает множество курьезных случаев, которые ему вместе с Владимиром Аркадьевичем приходилось преодолевать, борясь с рутиной и безвкусицей. Коровин подчеркивает деловые качества Теляковского-реформатора. Особенно занимателен в воспоминаниях о Теляковском эпизод визита к нему Коровина и Шаляпина. Подходя к кабинету директора, визитеры услышали игру на рояле. Шаляпин даже заслушался, так хорошо звучала музыка. Когда из кабинета вышел Теляковский, друзья поинтересовались, где же пианист. Владимир Аркадьевич, смущаясь, признался, что играл он сам. А через минуту Коровин и Шаляпин узнали, что полковник Конной гвардии окончил консерваторию по классу Антона Рубинштейна и даже частенько играл со знаменитым учителем в четыре руки.
Вот в таком окружении, которое явлено нам и в живописных полотнах Коровина, и в его литературных трудах, формировалось и зрело мастерство этого всесторонне талантливого человека.
С публикацией двухтомника литературных работ Коровина тоже связано немало открытий. Первые очерки Коровина о Шаляпине и Левитане были напечатаны в 1914 году. В 1918 году Константин Алексеевич начал писать воспоминания о детстве, но они не публиковались. К литературному творчеству художник снова обращается уже в эмиграции, в 1929 году, чтобы подбодрить сына Алешу (тот попал в больницу из-за травмы ноги и даже подумывал о самоубийстве). Рукопись этого рассказа «Охота... рыбная ловля... Коля Куров» приобрела после смерти Коровина у вдовы С.Дорожинского исследователь литературного творчества художника Т.Ермолаева. С 1970-х годов она работала в Калифорнийском университете над докторской диссертацией о Коровине-литераторе и в течение ряда лет собирала его рассказы и очерки, опубликованные в эмигрантской прессе. Первый литературный успех Коровина был связан с публикацией в 1929 году очерка «Из моих встреч с Чеховым» в газете «Россия и славянство». В 1930-е годы его рассказы и воспоминания довольно регулярно печатались и в другой газете, «Возрождение», в журнале «Иллюстрированная Россия». Редакторы этих изданий оценили литературный дар живописца, его способность даже в семидесятилетнем возрасте учиться новому для себя ремеслу. И надо сказать, к 1935 году литературный труд становится для Коровина главным направлением творчества. Его рассказы появляются в газете «Возрождение» каждую неделю, поддерживая семейный бюджет. Всего за год по заказу Дорожинского он напишет мемуары «Моя жизнь», которые будут опубликованы только в 1970 году в американской газете «Новое русское слово». А в представленном на выставке двухтомнике они публикуются по авторизованной машинописи, которая хранилась в архиве редактора этой газеты М.Вейнбаума.
Эмигрантский период творчества Коровина (1923–1939) ознаменовался не только живописными полотнами (прежде всего, замечательными видами Парижа), но и значительными литературными трудами. К уже названным следует добавить воспоминания Коровина «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», выпущенные издательством газеты «Возрождение» в 1939 году еще при жизни художника. Следует прибавить к этим объемным трудам и около 400 очерков, рассказов и мемуаров. За исключением нескольких о парижской жизни, все они посвящены России. Эти сочинения Коровина Т.Ермолаева, ныне профессор Принстонского университета, решила опубликовать в полном объеме. Ее предложение было с энтузиазмом принято директором издательства «Русский путь» В.Москвиным. Двухтомник «То было давно... там... в России» (составитель Т.Ермолаева, редактор Т.Есина, оформление И.Антоновой) по праву можно назвать полным собранием литературных сочинений Коровина. В 2011 году по итогам VI Санкт-Петербургского международного салона Ассоциация книгоиздателей (АСКИ) объявила книгу победителем 2010 года в номинации «Лучшая книга мемуарно-биографического и историко-документального характера “Диалог со временем”». И представление этого экспоната на юбилейной выставке известного художника — весьма значительное событие.
Выставка к 150-летию К.А.Коровина продлится в Третьяковской галерее до 12 августа 2012 года.
Традиционное слово «открытие» на этот раз поистине символично. Экспозиция, представленная в Государственной Третьяковской галерее, открывает в творчестве художника с мировым именем много нового. Во-первых, масштаб творческой палитры Коровина. На выставке — около 240 живописных, театральных, монументальных произведений из 22 музеев России и зарубежья: Третьяковки и Русского музея, провинциальных городов России, Белоруссии, Казахстана, а также из частных собраний.
И главное, что во всем многообразии временных периодов, художественных направлений и жанров творчество Коровина представлено сегодня в ГТГ, пожалуй, впервые: «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым. Гурзуф», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция». Хотя при жизни (за исключением последних лет) выставочная деятельность Коровина была интенсивной и плодотворной и в России, и за рубежом.
Особо значимы его монументальные панно для павильона «Крайний Север», выполненные по заказу С.Мамонтова для Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года (4 из них были специально отреставрированы для нынешней выставки). Важным этапом стало и участие Коровина во Всемирной выставке 1900 года в Париже и в живописных «Русских сезонах» Дягилева в 1923 году в Берлине. Знаменательной была и персональная выставка Коровина в Москве, в Третьяковской галерее 90 лет тому назад (и в этом смысле нынешняя выставка юбилейная вдвойне!). Прославили Коровина и выставки в эмиграции, особенно в ранние периоды творчества. Но в СССР экспонировались лишь отдельные картины художника в музейных собраниях. Только к 100-летнему юбилею Коровина в 1961 году в Академии художеств удалось показать целый ряд его работ.
Проект, подготовленный к 150-летию Коровина, — две объемные выставки в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Государственной Третьяковской галерее в Москве — стал новым словом в создании ретроспективных юбилейных экспозиций. А особенность выставки Коровина в Третьяковской галерее в том, что это — выставка-монография.
Уже хорошо освоенное за последние годы выставочное пространство Третьяковки на Крымском валу на этот раз организованно особенно изобретательно. Картины сгруппированы не только по крупным тематическим блокам. Кураторы и дизайнеры разместили полотна Коровина из разных музеев так, чтобы выявить развитие живописных тем.
<...>
Другую важную особенность выставки подчеркнула заместитель директора ГТГ по научной работе Лидия Ивановна Иовлева:
— Мы впервые имеем возможность показать наряду с живописными работами Коровина его литературные произведения и представить их не только в одном из разделов экспозиции, но и в киоске наряду с каталогом и DVD-диском.
Речь идет о двухтомнике «То было давно... там... в России» (М.: Русский путь, 1-е изд. — 2010, 2-е изд. — 2011). В книге впервые собраны все мемуары, письма, рассказы Коровина и опубликован ранее не издававшийся рассказ «Охота... рыбная ловля... Коля Куров» по рукописи с рисунками автора, которая сегодня хранится в Доме русского зарубежья им.А.Солженицына.
Коровин передает словом не только события своей жизни и взаимоотношения с друзьями. В его рассказах и описание поисков живописных решений. «Уж наступил вечер. Красный, как шар, таинственный, вышел месяц над дальними лесами. И я наскоро, на холсте, старался найти лиловый тон неба и цвет месяца. Ели силуэтами темнели над старым сараем. Была тишина, и замирала природа в сумраке вечера. Сбоку засветилась, блистая, Венера».
Продолжение этой словесной зарисовки Коровина можно найти в его живописных полотнах, собранных на выставке в разделах «Охотино. Деревенские пейзажи» и«Ноктюрны». А в параллель к рассказам «На рыбалке», «Сом» — красочные натюрморты «Рыбы», «Рыбы, вино и фрукты»...
Интересно сопоставить портреты кисти Коровина с литературными характеристиками героев его живописных произведений. Среди трех портретов Шаляпина разных лет выделяется «Портрет артиста Ф.И.Шаляпина» (1911). Певец изображен сидящим у стола в вальяжной позе в залитой солнцем комнате на фоне распахнутого в сад окна. Человеком неуемного жизнелюбия, огромного творческого темперамента предстает Шаляпин и в многочисленных рассказах и мемуарах Коровина. В портрете одного из самых близких своих друзей Николая Дмитриевича Чичагова (1902) художник подчеркнул добродушие, спрятанное в ироничном прищуре глаз и улыбке. Рассказы Коровина дополняют эту характеристику: Константин Алексеевич называет этого весельчака и балагура, преодолевающего хромоту и нездоровье, по-свойски — Чичей. В рассказе «Две Татьяны» читаем: «Из души его всегда лилось веселье. Он никогда ни на что не жаловался».
Имя директора конторы императорских театров В.А.Теляковского встречается в рассказах Коровина, посвященных театру. А на портрете Владимир Аркадьевич изображен в военном мундире вне театрального окружения.
— Дело в том, что Теляковский, — объясняет хранитель выставки Тамара Павловна Спиридонова, — был полковником Конной гвардии, и в этом чине получил назначение императора на должность руководителя театров Москвы, а затем и Петербурга. Он не только не скрывал своей принадлежности к военному сословию, но гордился этим. И к тому же это был человек большой культуры, музыкально и художественно образованный.
Благодаря литературным мемуарам Коровина «Моя жизнь» можно существенно дополнить впечатление от живописного портрета Теляковского. Рассказывая о своей работе в качестве художника Московских императорских театров, Коровин описывает множество курьезных случаев, которые ему вместе с Владимиром Аркадьевичем приходилось преодолевать, борясь с рутиной и безвкусицей. Коровин подчеркивает деловые качества Теляковского-реформатора. Особенно занимателен в воспоминаниях о Теляковском эпизод визита к нему Коровина и Шаляпина. Подходя к кабинету директора, визитеры услышали игру на рояле. Шаляпин даже заслушался, так хорошо звучала музыка. Когда из кабинета вышел Теляковский, друзья поинтересовались, где же пианист. Владимир Аркадьевич, смущаясь, признался, что играл он сам. А через минуту Коровин и Шаляпин узнали, что полковник Конной гвардии окончил консерваторию по классу Антона Рубинштейна и даже частенько играл со знаменитым учителем в четыре руки.
Вот в таком окружении, которое явлено нам и в живописных полотнах Коровина, и в его литературных трудах, формировалось и зрело мастерство этого всесторонне талантливого человека.
С публикацией двухтомника литературных работ Коровина тоже связано немало открытий. Первые очерки Коровина о Шаляпине и Левитане были напечатаны в 1914 году. В 1918 году Константин Алексеевич начал писать воспоминания о детстве, но они не публиковались. К литературному творчеству художник снова обращается уже в эмиграции, в 1929 году, чтобы подбодрить сына Алешу (тот попал в больницу из-за травмы ноги и даже подумывал о самоубийстве). Рукопись этого рассказа «Охота... рыбная ловля... Коля Куров» приобрела после смерти Коровина у вдовы С.Дорожинского исследователь литературного творчества художника Т.Ермолаева. С 1970-х годов она работала в Калифорнийском университете над докторской диссертацией о Коровине-литераторе и в течение ряда лет собирала его рассказы и очерки, опубликованные в эмигрантской прессе. Первый литературный успех Коровина был связан с публикацией в 1929 году очерка «Из моих встреч с Чеховым» в газете «Россия и славянство». В 1930-е годы его рассказы и воспоминания довольно регулярно печатались и в другой газете, «Возрождение», в журнале «Иллюстрированная Россия». Редакторы этих изданий оценили литературный дар живописца, его способность даже в семидесятилетнем возрасте учиться новому для себя ремеслу. И надо сказать, к 1935 году литературный труд становится для Коровина главным направлением творчества. Его рассказы появляются в газете «Возрождение» каждую неделю, поддерживая семейный бюджет. Всего за год по заказу Дорожинского он напишет мемуары «Моя жизнь», которые будут опубликованы только в 1970 году в американской газете «Новое русское слово». А в представленном на выставке двухтомнике они публикуются по авторизованной машинописи, которая хранилась в архиве редактора этой газеты М.Вейнбаума.
Эмигрантский период творчества Коровина (1923–1939) ознаменовался не только живописными полотнами (прежде всего, замечательными видами Парижа), но и значительными литературными трудами. К уже названным следует добавить воспоминания Коровина «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», выпущенные издательством газеты «Возрождение» в 1939 году еще при жизни художника. Следует прибавить к этим объемным трудам и около 400 очерков, рассказов и мемуаров. За исключением нескольких о парижской жизни, все они посвящены России. Эти сочинения Коровина Т.Ермолаева, ныне профессор Принстонского университета, решила опубликовать в полном объеме. Ее предложение было с энтузиазмом принято директором издательства «Русский путь» В.Москвиным. Двухтомник «То было давно... там... в России» (составитель Т.Ермолаева, редактор Т.Есина, оформление И.Антоновой) по праву можно назвать полным собранием литературных сочинений Коровина. В 2011 году по итогам VI Санкт-Петербургского международного салона Ассоциация книгоиздателей (АСКИ) объявила книгу победителем 2010 года в номинации «Лучшая книга мемуарно-биографического и историко-документального характера “Диалог со временем”». И представление этого экспоната на юбилейной выставке известного художника — весьма значительное событие.
Выставка к 150-летию К.А.Коровина продлится в Третьяковской галерее до 12 августа 2012 года.
Тамара Приходько
- С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте Дома русского зарубежья им.А.Солженицына
Не стало Лариссы Андерсен
Лариссе Николаевне Андерсен была отмерена долгая жизнь. Женщина-легенда, «русский цветок Харбина», великая танцовщица, блистательная поэтесса — как только не писали и что только не говорили о ней современники. Один из исследователей назвал ее «Музой Дальневосточного Парнаса», а сам Александр Николаевич Вертинский говорил о ее творчестве как о «таланте Божьей милостью».
Две стихии владели этой удивительно красивой женщиной. Танец и поэзия. Успех выступлений Ларисы Андерсен в Японии, куда она ездила в составе ансамбля «Харбин–шоу», был просто феерическим. Ее сценические выступления в театрах и клубах принесли ей огромную славу. Но, может быть, еще большую известность она получила как поэт. Лариса Николаевна была одним из самых ярких участников знаменитого русского литературного кружка «Чураевка» в Харбине, в Шанхае увидел свет знаменитый сборник русской поэзии «Остров», и одними из самых удачных в этой книги были признаны стихи Лариссы Андерсен.
Она много ездила по миру, попадала в разные и порой весьма опасные ситуации, но везде оставалась верна своему призванию. Писала стихи, которые появлялись на страницах эмигрантских изданий. В этих строках была удивительно светлая тоска по оставленной Родине, стихи эти ценили тысячи русских изгнанников. Она писала везде — в Африке, Китае, Вьетнаме, на Таити, в Париже. Живя в последние годы во Франции, с удовольствием делилась с приезжавшими из России своими воспоминаниями о Харбине, о Вертинском, о замечательных людях, которых было столько много на ее дороге жизни.
Большая дружба связывала Лариссу Николаевну с Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына. В 2006 г. в издательстве «Русский Путь» увидела свет книга Лариссы Андерсен «Одна на мосту: Известная поэтесса и танцовщица восточной ветви русского зарубежья». Там впервые были опубликованы ряд стихотворений и переписка Ларисы Николаевны. А в 2009 г. в ДРЗ состоялась выставка, посвященная блистательной Музе Дальнего Востока, к открытию которой подготовили красивый буклет.
Одна из последних современниц века и символ служения своей стране в изгнании, Ларисса Андерсен тихо ушла из жизни в своем доме во Франции в маленьком городке Иссенжо. И думая о ее долгой жизни и замечательном творчестве, вспоминаются пушкинские строки: «Печаль моя светла...»
По имени «морская птица»…
Последний лепесток с восточной ветви русской эмиграции отлетел. 29 марта 2012 года во Франции тихо скончалась лучшая поэтесса «русского Китая» Ларисса Николаевна АНДЕРСЕН. Случилось это на 102 году ее удивительной и такой долгой жизни.
Л.Андерсен родилась в 1911 г. в Хабаровске (кстати, официальные биографии ошибочно указывают датой ее рождения 1914 год). Детство и юность ее прошли в Харбине. Затем, с начала 1930-х гг., более 20 лет жила в Шанхае, где и вышел ее знаменитый, высоко оцененный А.Вертинским, сборник стихотворений «По земным лугам» (1940). После отъезда из Китая поэтесса много лет провела на Таити и в других странах, куда был командирован ее муж Морис. С 1971 года поселилась во Франции в местечке Иссанжо, где и жила до самых последних дней.
В 2006 году в издательстве «Русский путь» вышла замечательная книга стихов, воспоминаний и писем Лариссы Андерсен «Одна на мосту», подготовленная к печати другом моей семьи Тамарой Калиберовой. Присутствовала Тамара и при последних днях и часах Лариссы Андерсен. Буквально позавчера я получил от нее такое письмо: «Ларисса потихоньку уходит. Ее держат на морфии и на питательных капельницах. Сама она практически ничего не ест и самое главное, практически не пьет — несколько глотков. Я все эти дни была рядом с ней в Ле-Пюи (городок, где расположен госпиталь, в 25 километрах от Иссанжо). Большую часть времени она дремлет, но, когда приходит в себя, говорит только по-русски. Мы с ней общались. Я ей читала ее стихи. Книга («Одна на мосту» — М.Д.) на врачей произвела исключительное впечатление и они все ходили по несколько раз в день смотреть и пересматривать ее фото. Она сразу стала для них «гранд-дамой». Доктор сначала давал прогноз на две недели, а сейчас ее состояние как-то выровнялось (ушли приступы удушья — она несколько раз просто уходила, переставала дышать, ей подключали аппарат), он говорит, что она может продержаться еще несколько недель. У нее сильное сердце. Я приготовила ей все необходимое для ухода. Дозвонилась до настоятеля православного храма в Лионе, он обещал проводить ее в последний путь по православному обычаю». <...>
Две стихии владели этой удивительно красивой женщиной. Танец и поэзия. Успех выступлений Ларисы Андерсен в Японии, куда она ездила в составе ансамбля «Харбин–шоу», был просто феерическим. Ее сценические выступления в театрах и клубах принесли ей огромную славу. Но, может быть, еще большую известность она получила как поэт. Лариса Николаевна была одним из самых ярких участников знаменитого русского литературного кружка «Чураевка» в Харбине, в Шанхае увидел свет знаменитый сборник русской поэзии «Остров», и одними из самых удачных в этой книги были признаны стихи Лариссы Андерсен.
Она много ездила по миру, попадала в разные и порой весьма опасные ситуации, но везде оставалась верна своему призванию. Писала стихи, которые появлялись на страницах эмигрантских изданий. В этих строках была удивительно светлая тоска по оставленной Родине, стихи эти ценили тысячи русских изгнанников. Она писала везде — в Африке, Китае, Вьетнаме, на Таити, в Париже. Живя в последние годы во Франции, с удовольствием делилась с приезжавшими из России своими воспоминаниями о Харбине, о Вертинском, о замечательных людях, которых было столько много на ее дороге жизни.
Большая дружба связывала Лариссу Николаевну с Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына. В 2006 г. в издательстве «Русский Путь» увидела свет книга Лариссы Андерсен «Одна на мосту: Известная поэтесса и танцовщица восточной ветви русского зарубежья». Там впервые были опубликованы ряд стихотворений и переписка Ларисы Николаевны. А в 2009 г. в ДРЗ состоялась выставка, посвященная блистательной Музе Дальнего Востока, к открытию которой подготовили красивый буклет.
Одна из последних современниц века и символ служения своей стране в изгнании, Ларисса Андерсен тихо ушла из жизни в своем доме во Франции в маленьком городке Иссенжо. И думая о ее долгой жизни и замечательном творчестве, вспоминаются пушкинские строки: «Печаль моя светла...»
Виктор Леонидов
По имени «морская птица»…
Последний лепесток с восточной ветви русской эмиграции отлетел. 29 марта 2012 года во Франции тихо скончалась лучшая поэтесса «русского Китая» Ларисса Николаевна АНДЕРСЕН. Случилось это на 102 году ее удивительной и такой долгой жизни.
Л.Андерсен родилась в 1911 г. в Хабаровске (кстати, официальные биографии ошибочно указывают датой ее рождения 1914 год). Детство и юность ее прошли в Харбине. Затем, с начала 1930-х гг., более 20 лет жила в Шанхае, где и вышел ее знаменитый, высоко оцененный А.Вертинским, сборник стихотворений «По земным лугам» (1940). После отъезда из Китая поэтесса много лет провела на Таити и в других странах, куда был командирован ее муж Морис. С 1971 года поселилась во Франции в местечке Иссанжо, где и жила до самых последних дней.
В 2006 году в издательстве «Русский путь» вышла замечательная книга стихов, воспоминаний и писем Лариссы Андерсен «Одна на мосту», подготовленная к печати другом моей семьи Тамарой Калиберовой. Присутствовала Тамара и при последних днях и часах Лариссы Андерсен. Буквально позавчера я получил от нее такое письмо: «Ларисса потихоньку уходит. Ее держат на морфии и на питательных капельницах. Сама она практически ничего не ест и самое главное, практически не пьет — несколько глотков. Я все эти дни была рядом с ней в Ле-Пюи (городок, где расположен госпиталь, в 25 километрах от Иссанжо). Большую часть времени она дремлет, но, когда приходит в себя, говорит только по-русски. Мы с ней общались. Я ей читала ее стихи. Книга («Одна на мосту» — М.Д.) на врачей произвела исключительное впечатление и они все ходили по несколько раз в день смотреть и пересматривать ее фото. Она сразу стала для них «гранд-дамой». Доктор сначала давал прогноз на две недели, а сейчас ее состояние как-то выровнялось (ушли приступы удушья — она несколько раз просто уходила, переставала дышать, ей подключали аппарат), он говорит, что она может продержаться еще несколько недель. У нее сильное сердце. Я приготовила ей все необходимое для ухода. Дозвонилась до настоятеля православного храма в Лионе, он обещал проводить ее в последний путь по православному обычаю». <...>
Михаил Дроздов
В РГГУ прошла прошла всероссийская научная конференция памяти Рашита Янгирова
12 марта 2012 года в Российском государственном гуманитарном университете прошла всероссийская научная конференция памяти Рашита Янгирова.
Рашит Марванович Янгиров (1954–2008) был ярким исследователем истории литературы русского Зарубежья и истории российского кино. Он — автор более 230 научных работ — исследований и публикаций, изданных в России, Италии, Франции, США, Великобритании, Израиле, Швейцарии, Германии, Голландии и Эстонии. Его лекции слушали в российских, европейских и американских университетах.
На конференции были представлены книги Р.М.Янгирова, большая часть которых увидели свет уже после смерти автора. Со вступительным словом выступил Н.К.Сванидзе (директор Института массмедия РГГУ). Вдова ученого З.М.Зевина и сотрудники Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына В.В.Леонидов и М.В.Архиреев представили книги, вышедшие в издательстве «Русский путь»: «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья: в 2 т.» и «“Рабы Немого”: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920–1930-е годы». А.И.Рейтблат, заведующий отделом библиографии журнала «Новое литературное обозрение», рассказал о сборнике работ Р.М.Янгирова «Другое кино. Статья по истории отечественного кино первой трети ХХ века» (М., 2011). На конференции была также представлена книга «Работа и служба. Сборник памяти Рашита Янгирова» (сост. Я.С.Левченко. Спб., 2011). М.А.Васильева, ученый секретарь Дома русского зарубежья, рассказала о последнем научном проекте Р.М.Янгирова «“Незамеченное поколение” Владимира Варшавского», о его неоценимой помощи в подготовке этой книги и его невероятной работоспособности в последние годы жизни.
Назван лауреат литературной премии Александра Солженицына 2012
Литературная премия Александра Солженицына 2012 года решением жюри от 25 февраля 2012 года присуждена писателю Олегу Павлову «за исповедальную прозу, проникнутую поэтической силой и состраданием; за художественные и философские поиски смысла существования человека в пограничных обстоятельствах».
Церемония вручения Премии состоится 26 апреля 2012 в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Церемония вручения Премии состоится 26 апреля 2012 в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Презентация книги Ольги Седаковой «Апология разума»
20 февраля 2012 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошла презентация книги Ольги Седаковой «Апология разума» (М.: Русский путь, 2011).
В вечере приняли участие: поэт, мыслитель Ольга Седакова, автор предисловия, философ Адриано Делль’Аста (Италия), переводчик Джованна Парравичини (Италия), переводчик Марта Карлетти – Делль’Аста (Италия), социолог Борис Дубин, философ Виктория Файбышенко, философ Александр Марков, писатель Ксения Голубович, филолог Леонид Немцев (Самара), журналист Ольга Балла.
Подробную информацию о презентации читайте в разделе «Дискуссии».