Новости
Новости за год:
2006,
2007,
2008,
2009,
2010,
2011,
2012,
2013,
2014,
2015,
2016,
2017,
2018,
2019,
2020,
2021,
2022,
2023,
2024,
Назван лауреат литературной премии Александра Солженицына 2012
Литературная премия Александра Солженицына 2012 года решением жюри от 25 февраля 2012 года присуждена писателю Олегу Павлову «за исповедальную прозу, проникнутую поэтической силой и состраданием; за художественные и философские поиски смысла существования человека в пограничных обстоятельствах».
Церемония вручения Премии состоится 26 апреля 2012 в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Церемония вручения Премии состоится 26 апреля 2012 в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Презентация книги Ольги Седаковой «Апология разума»
20 февраля 2012 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошла презентация книги Ольги Седаковой «Апология разума» (М.: Русский путь, 2011).
В вечере приняли участие: поэт, мыслитель Ольга Седакова, автор предисловия, философ Адриано Делль’Аста (Италия), переводчик Джованна Парравичини (Италия), переводчик Марта Карлетти – Делль’Аста (Италия), социолог Борис Дубин, философ Виктория Файбышенко, философ Александр Марков, писатель Ксения Голубович, филолог Леонид Немцев (Самара), журналист Ольга Балла.
Подробную информацию о презентации читайте в разделе «Дискуссии».
В Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете состоялась презентация книги Андрея Яхнина «Антиискусство. Записки очевидца»
13 февраля 2012 года в зале ученых советов Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета состоялась презентация книги Андрея Яхнина «Антиискусство. Записки очевидца».
Автор, будучи в прошлом активным участником художественной жизни Москвы, осуществил попытку анализа — с христианской, православной позиции — истоков и истинного содержания явления, называемого современным или актуальным искусством. Этот анализ демонстрирует процессы, происходившие и происходящие в современной художественной культуре в XX и XXI веке, духовные причины радикальной ломки традиционной культуры и ее христианского содержания. Важное место в книге занимает глава «Русский бунт», посвященная авангарду, его роли в русской катастрофе и его трансформации — через социалистический реализм и андерграунд — в современное постсоветское искусство.
На презентацию и последующее обсуждение проблем, поднятых в книге, были приглашены деятели современного искусства (художники, критики, кураторы и функционеры), представители Церкви, ученые и журналисты.
Несмотря на существующее заметное расхождение позиций и взглядов участников презентации в оценках культуры ХХ-го века, состоялся важный и доброжелательный разговор. Критическую позицию автора по отношению к современному искусству поддержали и развили автор предисловия к книге протоиерей Борис Михайлов и диакон Георгий Малков. Им оппонировали художники Андрей Филиппов и Гор Чахал, представитель портала «Православие и мир» Виктор Судариков, искусствоведы и сотрудники НИИ Изобразительного искусства при Академии художеств России. Черту под острой и в то же время уважительной дискуссией подвел иерей Александр Щелкачев, отметивший необходимость диалога между Церковью и теми представителями современной культуры, которые ей духовно не чужды и не враждебны.
Богослов.RU, 15.02.2012
ВИДЕО
См. также:
Почему я буду любить современных художников17 февраля 2012
|
Издательство «Русский путь» отметило свой 20-летний юбилей
6 декабря 2011 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялся вечер, посвященный 20-летию издательства «Русский путь».
В этот день в Доме русского зарубежья собрались те, кому выпала честь создать в 1991 году первое в России издательство, призванное выпускать литературу, на издание которой в СССР в течение десятилетий был наложен запрет. На выставке и на экране в зале можно было увидеть фотографии 1990 года, когда в Москве проходила первая выставка парижского издательства «YMCA-Press»: директор этого старейшего эмигрантского издательства Никита Алексеевич Струве и Виктор Александрович Москвин — в то время заместитель директора Государственной библиотеки иностранной литературы — на диспутах и беседах с читателями. Именно тогда возникла идея создать филиал зарубежного издательства в России. Проект обсуждали и на второй выставке «YMCA-Press» — в Санкт-Петербурге, во Всероссийском музее А.С.Пушкина на Мойке, 12 вместе с директором музея Сергеем Михайловичем Некрасовым. И вскоре новое издательство «Русский путь», название которого одобрил Александр Исаевич Солженицын, начало действовать в Москве. Его генеральным директором стал В.Москвин, главным редактором — Н.Струве. Очень скоро вышли из печати первые книги: сборник Поля Валери и «Записи» отца Александра Ельчанинова, начали печататься книги серий «Всероссийская мемуарная библиотека» и «Исследования новейшей русской истории», ранее издававшиеся в «YMCA-Press». К настоящему времени издано свыше 400 книг.
— Это один из немногих и, пожалуй, единственный успешный пример переноса деятельности эмигрантского издательства в новую Россию, — подчеркнул В.А.Москвин. — Исходя из истории и традиций «ИМКИ», издательство «Русский путь» — прямой мост между сохраненной и обогащенной в эмиграции великой русской культурой начала ХХ века и современной русской.
В.А.Москвин отметил огромную роль в создании издательства Н.А.Струве и А.И. и Н.Д.Солженицыных.
— Без Солженицыных, если бы и был «Русский путь», то совсем другой, — сказал он.
С самого начала издательство развернуло широкую просветительскую деятельность. Только за первые четыре года удалось открыть более 40 выставок и читальных залов в больших и малых городах России, стран СНГ, Балтии и даже за рубежом.
Эта деятельность стала основой для создания в Москве в 1995 году по инициативе В.А.Москвина Библиотеки-фонда Русское зарубежье (с 2009 года — Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына). Организационная структура строилась также по новаторской модели — учредителями Дома выступили Русский Общественный фонд Александра Солженицына, парижское издательство «YMCA-Press» и Московское Правительство. Уникальность «Русского пути» и в том, что благодаря его работе был создан Дом русского зарубежья — один из крупнейших культурных, просветительских, научно-исследовательских центров России.
Воспоминаниями о прошедших годах и достижениях издательства на юбилейном вечере поделились В.А.Москвин, Н.А.Струве, С.М.Некрасов.
Об изданиях, удостоенных главных наград на книжных выставках и конкурсах, — «Онегинской энциклопедии», альбоме «Деньги — Пушкин — Деньги» — рассказала заместитель директора Государственного музея А.С.Пушкина Наталья Ивановна Михайлова. О том, как благодаря издательству «Русский путь» удалось реализовать проект «Российский военный сборник», вспоминал автор и редактор этой серии полковник Александр Евгеньевич Савинкин. Известный историк Сигурд Оттович Шмидт отметил, какую высокую оценку еще в 2001 году издательству «Русский путь» давали представители первой волны русской эмиграции во Франции, участники конференции в парижской библиотеке им.И.С.Тургенева. Он также высоко оценил новое издание «Русского пути» — «Ежегодник научного центра Дома русского зарубежья».
Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Вадимович Сеславинский поздравил создателей и сотрудников издательства «Русский путь» с плодотворной деятельностью, благодаря которой в Россию вернулись труды выдающихся русских философов, историков, писателей, деятелей культуры. В приветственном письме министра культуры РФ Александра Алексеевича Авдеева было отмечено высокое качество выпускаемых издательством мемуаров, исторических исследований, художественной литературы.
Тамара Приходько
СМИ:
Вечер вел директор издательства Виктор Москвин. Он проходил в очень теплой и душевной обстановке. На экране демонстрировались документы, фотографии, обложки книг, а сопутствовал им рассказ директора об истории «Русского пути». Затем Москвин передал слово главному редактору Никите Алексеевичу Струве, сыгравшему ключевую роль в создании издательства. Именно он возглавлял крупное русскоязычное европейское издательство «YMCA-Press», а в 1991 году в Москве открыл «Русский путь». «То, что культурное достояние эмиграции возвращается в Россию, для нас было настоящим праздником», — сказал Струве. <...>
Цель издательства «Русский путь» можно формулировать так: сведение в один двух путей русской литературы, один рождён на родной земле, другой лежит за её пределами. Для редкой, запрещённой в советские годы литературы гуманитарного профиля «Русский путь» — это ещё и путь домой. Издательство было образовано 20 лет назад и все эти годы планомерно возвращало читателям ценную часть национального литературного наследия. <...>
<...> Глава Роспечати Михаил Сеславинский поздравил создателей и сотрудников издательства «Русский путь» с плодотворной деятельностью, благодаря которой в Россию вернулись труды выдающихся русских философов, историков, писателей, деятелей культуры. В приветственном письме министра культуры РФ Александра Авдеева было отмечено высокое качество выпускаемых издательством мемуаров, исторических исследований, художественной литературы.
Об истории возникновения и жизни издательства «Русский путь» рассказали на вечере, прошедшем в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына, сами его создатели Виктор Москвин (Москва), Никита Струве (Париж) и Сергей Некрасов (Санкт-Петербург). Все началось с благотворительного проекта: на волне перестройки в Москве была организована выставка-продажа книг старейшего (1920 год) парижского эмигрантского издательства YMCA-Press. Опыт прошел удачно, и было решено создать совместное с «имкой» предприятие. <...>
Поздравления:
Лекция профессора Владимира Белякова «Русская диаспора в Египте»
25 октября 2011 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялась лекция профессора, доктора исторических наук, востоковеда–арабиста В.В.Белякова «Русская диаспора в Египте».
«Знаете ли вы, что на египетской земле, в православном монастыре Святой Екатерины, и поныне растет Неопалимая Купина куст, в пламени которого Бог впервые явился пророку Моисею. Что к Неопалимой Купине и к горе Синайской веками шли и теперь идут русские паломники. Что в Порт-Саиде похоронены русские моряки с крейсера «Пересвет», погибшие в начале 1917 года. Что после Гражданской войны в России Египет стал пристанищем для тысяч русских эмигрантов, среди которых были художник Иван Билибин, скульптор Борис Фредман-Клюзель, египтологи Владимир Голенищев, Владимир Викентьев и Александр Пьянков. Что в Египте пел непревзойденный Федор Шаляпин, и танцевала великая Анна Павлова. Что, наконец, во время Второй мировой войны освобожденные из плена советские солдаты возвращались на родину через Египет?» — так начинается книга «Русский Египет» и так начал свою лекцию в Доме русского зарубежья им.А.Солженицына Владимир Владимирович Беляков, — журналист-международник и историк-востоковед. Доктор исторических наук, выпускник МГИМО МИД СССР, бывший сотрудник арабской редакции Московского радио, был корреспондентом Советского телевидения и радио в Ливане. С 1986 по 2000 гг. — собственный корреспондент в Египте (сначала «Правды», а затем «Труда»). В настоящее время — ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, профессор Военного университета в Москве. Автор десяти книг, в том числе монографии «"К берегам священным Нила...": Русские в Египте» (М., 2003), научно-популярной книги «Русский Египет» (М., 2008) и издававшегося трижды исторического путеводителя «Египет вдоль и поперек» (М., 2001, 2005 и 2008). В издательстве «Русский путь» вышли две книги, подготовленные Владимиром Владимировичем: «И.Я.Билибин в Египте (1920–1925): Письма, документы и материалы» (М.: Русский путь, 2009) и «Эль-Аламейн, или Русские солдаты в Северной Африке (1940–1945): Неизвестные страницы войны» (М.: Русский путь, 2010).
В другой своей книге В.В.Беляков написал: «Египет — воистину "родина чудес". Едва ли не древнейшая цивилизация мира, эта страна с точки зрения россиянина полна неподдельной экзотики». Но не только стремление познать «родину чудес» влекло россиян в Египет. Русская диаспора в Египте была с давних времен: сначала паломники, потом эмиграция из России В. В. Беляков приводит архивные данные Генконсульства России в Египте: в 1881 году русская диаспора в Египте составляла 108 человек, в 1897 году — 3000 человек. После Первой мировой войны — уже 3760 человек. В 1920 году «белая» эмиграция насчитывала 4350 человек.
Каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на «количественный» и «качественный» состав русской диаспоры. Диаспора то увеличивалась, то уменьшалась, активно включалась в общественную жизнь страны или ее представители покидали Египет. В целом отношение египетского общества к эмигрантам из России было всегда положительным. Выброшенные на египетский берег Гражданской войной в России русские эмигранты — специалисты в областях экономики, медицины и культуры — в Египте получили уважительное название «московы» за вклад в культурную и экономическую жизнь египетского общества. С наступлением XXI века русская диаспора в Египте не исчезла. Общая тенденция на количественное увеличение по составу для русских диаспор во многих стран присуща и русской диаспоре в Египте. В настоящее время она насчитывает 25 тысяч человек, но уже не эмигрантов.
Лекция завершилась показом документального фильма о русской диаспоре начала ХХ века в Египте «Вторая родина "московов"» о ее культурном вкладе в египетское общество.
Предлагаем вашему вниманию статью В.Белякова, опубликованную в журнале «Русский век», которая содержит в себе краткие тезисы прошедшей лекции.
«Знаете ли вы, что на египетской земле, в православном монастыре Святой Екатерины, и поныне растет Неопалимая Купина куст, в пламени которого Бог впервые явился пророку Моисею. Что к Неопалимой Купине и к горе Синайской веками шли и теперь идут русские паломники. Что в Порт-Саиде похоронены русские моряки с крейсера «Пересвет», погибшие в начале 1917 года. Что после Гражданской войны в России Египет стал пристанищем для тысяч русских эмигрантов, среди которых были художник Иван Билибин, скульптор Борис Фредман-Клюзель, египтологи Владимир Голенищев, Владимир Викентьев и Александр Пьянков. Что в Египте пел непревзойденный Федор Шаляпин, и танцевала великая Анна Павлова. Что, наконец, во время Второй мировой войны освобожденные из плена советские солдаты возвращались на родину через Египет?» — так начинается книга «Русский Египет» и так начал свою лекцию в Доме русского зарубежья им.А.Солженицына Владимир Владимирович Беляков, — журналист-международник и историк-востоковед. Доктор исторических наук, выпускник МГИМО МИД СССР, бывший сотрудник арабской редакции Московского радио, был корреспондентом Советского телевидения и радио в Ливане. С 1986 по 2000 гг. — собственный корреспондент в Египте (сначала «Правды», а затем «Труда»). В настоящее время — ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, профессор Военного университета в Москве. Автор десяти книг, в том числе монографии «"К берегам священным Нила...": Русские в Египте» (М., 2003), научно-популярной книги «Русский Египет» (М., 2008) и издававшегося трижды исторического путеводителя «Египет вдоль и поперек» (М., 2001, 2005 и 2008). В издательстве «Русский путь» вышли две книги, подготовленные Владимиром Владимировичем: «И.Я.Билибин в Египте (1920–1925): Письма, документы и материалы» (М.: Русский путь, 2009) и «Эль-Аламейн, или Русские солдаты в Северной Африке (1940–1945): Неизвестные страницы войны» (М.: Русский путь, 2010).
В другой своей книге В.В.Беляков написал: «Египет — воистину "родина чудес". Едва ли не древнейшая цивилизация мира, эта страна с точки зрения россиянина полна неподдельной экзотики». Но не только стремление познать «родину чудес» влекло россиян в Египет. Русская диаспора в Египте была с давних времен: сначала паломники, потом эмиграция из России В. В. Беляков приводит архивные данные Генконсульства России в Египте: в 1881 году русская диаспора в Египте составляла 108 человек, в 1897 году — 3000 человек. После Первой мировой войны — уже 3760 человек. В 1920 году «белая» эмиграция насчитывала 4350 человек.
Каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на «количественный» и «качественный» состав русской диаспоры. Диаспора то увеличивалась, то уменьшалась, активно включалась в общественную жизнь страны или ее представители покидали Египет. В целом отношение египетского общества к эмигрантам из России было всегда положительным. Выброшенные на египетский берег Гражданской войной в России русские эмигранты — специалисты в областях экономики, медицины и культуры — в Египте получили уважительное название «московы» за вклад в культурную и экономическую жизнь египетского общества. С наступлением XXI века русская диаспора в Египте не исчезла. Общая тенденция на количественное увеличение по составу для русских диаспор во многих стран присуща и русской диаспоре в Египте. В настоящее время она насчитывает 25 тысяч человек, но уже не эмигрантов.
Лекция завершилась показом документального фильма о русской диаспоре начала ХХ века в Египте «Вторая родина "московов"» о ее культурном вкладе в египетское общество.
Предлагаем вашему вниманию статью В.Белякова, опубликованную в журнале «Русский век», которая содержит в себе краткие тезисы прошедшей лекции.