Сергеев В.Н. Евгений Климов: Художник-реалист русского зарубежья, 1901–1990 / Валерий Сергеев.
Голосов: 2, Рейтинг: 2.94 |
Описание
Книга искусствоведа В.Н. Сергеева посвящена биографии и творчеству одного из крупнейших культурных деятелей русского зарубежья XX века, художника, иконописца, реставратора, искусствоведа, писателя-мемуариста и мецената Евгения Евгеньевича Климова (1901–1990). Большая часть его трагически сложившейся и окончившейся жизни прошла далеко за пределами Отечества, но была отдана беззаветному служению русской культуре. Множество созданных художником произведений по его завещанию были переданы в российские музеи. Творчество Е.Е.Климова лишь в последние десятилетия становится достоянием современной отечественной культуры.
В приложении впервые публикуются фрагменты дневниковых записей художника о путешествии в Палестину (1964). Издание иллюстрировано репродукциями работ художника и фотографиями из семейного архива, многие материалы публикуются впервые. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей русской эмиграции и изобразительного искусства.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Глава первая. Семейные предания
Глава вторая. Ранние годы
Глава третья. На Гражданской войне
Глава четвертая. В Латвийской академии художеств
Глава пятая. На путях творчества
Глава шестая. Загадочное убийство
Глава седьмая. «Незабываемый 1937-й»
Глава восьмая. Военное лихолетье
Глава девятая. По Прибалтике
Глава десятая. «Воззрением на Святую Троицу»
Глава одиннадцатая. Начало скитаний. Чехия
Глава двенадцатая. В Баварии
Глава тринадцатая. Путь в Канаду
Глава четырнадцатая. Канадские будни
Глава пятнадцатая. «Как слово наше отзовется»
Глава шестнадцатая. Жизнь продолжается
Глава семнадцатая. С Солженицыным
Глава восемнадцатая. «Страсти по Андрею»
Глава девятнадцатая. Дорога длиною в жизнь
Глава двадцатая. «Жизнь после смерти»
Приложение
Из палестинских дневников Евгения Климова. 1964
Краткая библиография
РЕЦЕНЗИИ
Виктор Леонидов
Новая книга о художнике Евгении Климове
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 20.09.2018
20 сентября 2018 года в издательстве «Русский путь» вышла книга Валерия Сергеева «Евгений Климов. Художник-реалист русского зарубежья. 1901–1990».
Таких людей, как Евгений Евгеньевич Климов, называют подвижниками. Всю свою жизнь он истово, можно сказать, самосжигающе, служил России и ее искусству. Реставратор, просветитель, иконописец, искусствовед, писатель. создатель мозаик — самые разные грани его таланта объединяла всепоглощающая любовь к утраченной Родине.
Климов принадлежал к «классической», первой волне эмиграции. Мальчиком он слышал обращение Врангеля к войскам на Графской пристани в Севастополе. Далее была Рига, потом Германия, Канада. За свою жизнь Евгений Евгеньевич издал более двадцати альбомов с литографиями, создал сотни портретов. Особенно он любил пейзаж, после него осталось множество работ с видами Печорского края, Пскова, Прибалтики, Чехии, Баварии, Канады, Палестины. Его перу принадлежат две книги и свыше 150 статей, посвященных русскому искусству.
Именно Климов расчистил и реставрировал знаменитый образ Спасителя, некогда приобретенный московским меценатом Сергеем Солдатенковым. Тысячи людей, проходящие на территорию Псковского Кремля к величественному Троицкому собору, понятия не имеют, что мозаичное изображение рублевской Троицы, встречающее их над главным входом, выполнено по эскизу Климова.
Перечислять все сделанное этим удивительным человеком, можно очень долго. Наш Дом русского зарубежья им. А.Солженицына проводил выставки, посвященные творчеству мастера. Сын художника, историк русской философии Алексей Евгеньевич Климов — добрый друг и даритель Дома. Издание этой книги, великолепно иллюстрированной и оформленной как альбом, сделано в лучших традициях российского книгопечатания. Текст подан в обрамлении множества иллюстраций. Так, как это любил сам Евгений Евгеньевич.
Автор книги — искусствовед Валерий Николаевич Сергеев, выпустивший в своей время прекрасную книгу о Рублеве в серии «Жизнь замечательных людей», к великому сожалению, ушел из жизни через несколько недель после окончания этой ставшей для него последней работы.
Выход книги, посвященной жизни и наследию Евгения Климова — вне всякого сомнения, большое событие в нашей культурной жизни.
Виктор Леонидов
За Россию – вне России
Иконописец и «пропагандист» русского искусства Евгений Климов
НГ - ExLibris, 08.11.2018
Немногие, входящие в Псковский кремль, знают об авторе мозаичной иконы, встречающей посетителей над главным входом и воспроизводящей «Троицу» великого Рублева. И уж тем более о том, что сделана она была во время Великой Отечественной войны, а создатель этого шедевра почти всю жизнь прожил вдали от родины. Его имя – Евгений Евгеньевич Климов (1901– 1990).
Я впервые услышал о нем еще в 1989 году, когда поступил работать в Советский фонд культуры. Вдохновленные перестройкой и тем, что фонд возглавляли Дмитрий Лихачев и супруга реформатора Раиса Горбачева, многие русские эмигранты приняли решение передать сохраненные ими реликвии в Россию. Среди таких был и Евгений Евгеньевич – художник, реставратор, иконописец, мемуарист, человек, служивший России и ее культуре всей душой. В Псков, которому он отдал столько сил и времени, Климов передал через Фонд культуры более сотни своих работ. В Петергоф – 18 рисунков и акварелей Александра Бенуа и одну картину Зинаиды Серебряковой. Именно это собрание стало основой Музея семьи Бенуа. А в сам Советский фонд культуры передал несколько эскизов Добужинского, с которым очень дружил в последние годы жизни сценографа, и портрет кисти Сурикова, на котором художник воспроизвел образ своей ушедшей жены.
Через некоторое время пришла страшная новость: 29 декабря 1990 года, не дожив полгода до своего девяностолетия, Евгений Евгеньевич Климов разбился в автокатастрофе под Монреалем.
Жизнь его прошла в Латвии, Германии и Канаде. В детстве он успел поучиться в питерской гимназии. Затем в его судьбу вошла Рига. Одна из главных страниц жизни была открыта в конце 20-х годов, когда Климов уже окончил Рижскую академию художеств. Тогда в СССР еще пускали соотечественников из «буржуазных» прибалтийских стран, и молодой русский художник сумел увидеть ряд городов своей бывшей родины. Псков, Троицкий собор, иконы, Изборск, старинные церкви просто перевернули его. Климов неоднократно ездил в Псково-Печерский монастырь, бывший тогда не на территории СССР, и все больше вырабатывал собственный, суровый, аскетичный стиль. Его альбом литографий «По Псковскому краю» вызвал восторг у таких людей, как Иван Ильин, Александр Бенуа, Иван Шмелев.
В 1942 году была создана Православная псковская миссия, деятельность которой по-своему показал в своем фильме «Поп» Владимир Хотиненко. В условиях немецкой оккупации и полного контроля нацистов ее участники старались хоть как-то облегчить жизнь советских военнопленных и способствовать возрождению православия. Климов к тому времени был снят фашистами с должности замдиректора Рижского городского музея и хотел хоть как-то поучаствовать в русской жизни.
Именно тогда он и задумал написать икону для Псковского Троицко-Сергиевского монастыря, которая будет помещена в надвратной нише. Эскиз был им создан в Риге. Затем набросок был переведен в мозаичную технику и отправлен в Псков. Дело было уже после войны, и Климов находился в Баварии. Он очень долго ничего не знал о судьбе своего детища. А мозаичная икона хранилась в Троицком соборе и лишь в 2003 году, в дни празднования 1150-летия первого упоминания Пскова в летописях, была торжественно установлена над входом в Псковский кремль.
Затем была Прага. Реставрация икон в Археологическом институте имени Н.П. Кондакова, где наряду с расчисткой знаменитого образа «Спас», происходившего из собрания московского купца Сергея Солдатенкова, а также других икон Климов всеми силами препятствовал вывозу русских реликвий в Германию. Затем было бегство в американскую зону оккупации, полуголодная жизнь в Баварии и Канада.
Здесь с неослабевающей энергией он продолжает работать, и наряду с бесчисленными живописными и графическими работами мастер все больше и больше становится «пропагандистом» русского искусства. Он пишет статьи и выступает с бесчисленными лекциями, где яростно отстаивает значение художественного наследия своей родины. В Европе, США и Канаде проходили выставки его работ, вышла книга «Русские художники». Именно Климов подготовил первое издание «Воспоминаний» Мстислава Добужинского. И до последнего дня он был в постоянном движении. Даже в последний свой день ехал, чтобы читать лекцию о русском искусстве в эмигрантском обществе «Отрада».
И вот наконец увидела свет книга Валерия Сергеева о нем. К великому сожалению, искусствовед Валерий Сергеев, автор замечательной книги об Андрее Рублеве, в свое время вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей», ушел из жизни через несколько недель после окончания работы.
Юрий Сандулов
Валерий Сергеев. Евгений Климов. Художник-реалист Русского Зарубежья
Новый Журнал № 296, 2019
«Эмиграция – это всегда несчастье. Но и увлекательное приключение на всю жизнь», – заметил Ю. Иваск. «…многие ли из живущих за границей русских художников бывали в Печорах? Это и есть мой багаж, пронесенный через всю жизнь. И никакие налеты и бомбардировки его не уничтожили» – из дневников Е. Е. Климова.
Книга Валерия Сергеева о художнике эмиграции второй волны Евгении Климове прекрасно издана: большого формата, в твердом переплете, на мелованной бумаге, с многочисленными цветными и черно-белыми репродукциями и фотографиями, – фактически это альбом с текстом – расширенной биографией художника.. Книга вышла при поддержке российского Благотворительного фонда им. А. Солженицына по инициативе сына художника, американского профессора Алексея Климова. В нее включены фотографии, относящиеся к жизни художника и к истории его семьи. Многие из них публикуются впервые. Умело подобранные иллюстрации показывают, как творческое развитие Евгения Климова, так и многогранность его таланта. Читатель может не только проследить судьбу семьи Климовых, для которых Канада и США стали второй родиной, но и, через призму судьбы художника, взглянуть на события, очевидцем которых он стал и зафиксировал в своих дневниках.
В выборе профессии на Евгения, скорее всего, повлияло то, что его дед и прадед были архитекторами, они оставили после себя большое наследие в Санкт-Петербурге. Когда он после окончания Академии художеств выбирал свой путь в искусстве, он уже понимал, что выразить себя он может только придерживаясь национальной традиции. Это станет его кредо на всю жизнь и определит его путь художника-реалиста. Ни постоянные длительные переезды в жизни эмигранта, ни смена городов и стран, ни жизнь, проведенная вдали от России, не повлияли на его связь с русской эстетической традицией.
В 1931 году в Риге он выступил с инициативой учреждения культурно-просветительного общества «Акрополь», целью которого была пропаганда русской культуры и искусства.
Любовь к России и неприятие советской власти – эти два чувства он пронес через всю жизнь. Хотя в своих дневниках он не касается чисто политических вопросов, есть все основания считать, что он разделял взгляды своего родного брата Константина Евгеньевича, записавшего в своем дневнике после оккупации советской армией Латвии: «…В первые же дни начались ‘прелести’ советского режима – аресты, увозы и страх, страх, страх! Советы называли оккупацию ‘освобождением народа’. Ничего более мерзкого и лживого этих слов не найти. Нас нечего было ‘освобождать’, и мы, напротив, тотчас же почувствовали себя закабаленными. Достигалось это состояние для всех людей террором, признаки которого обнаружились немедленно. Аресты, ночные увозы в неизвестное, отправки в тюрьмы – и ложь, ложь во всех начинаниях и обещаниях. Население Латвии, за очень малыми исключениями, было явно против советских порядков и методов». Евгений хорошо знал, что делала советская власть с людьми, о чем говорит его запись в дневнике о А. И. Анисимове, профессоре МГУ, исследователе древнерусской иконописи: «Бедный Александр Иванович попал потом на Соловки за то, что за границей, в Праге, была напечатана его книга об иконе Владимирской Божией Матери»1.
А он сам не только жил на оккупированной территории, но и творил, делал выставки, печатал свои статьи в газетах, издавал альбомы и открытки, а также посещал Псковскую Православную Миссию, куда он в конце жизни передаст большую часть своих работ. Поэтому он перед приходом советской армии уезжает в Прагу, а затем его путь лежит через Германию в Канаду. Это был правильный выбор – впоследствии выяснилось, что он был внесен в третий список лиц, подлежащих депортации в сибирские лагеря.
Поражает огромная работоспособность Климова, его профессионализм и мастерство, а также организаторский талант. Чего только стоило собирать выставки во время войны на оккупированной немцами территории, выпускать альбомы и открытки…
Кажется, что он наполнял смыслом не только каждый день, но и час. Чтение лекций на Русском радио в Канаде, преподавание истории русского искусства в четырех учебных заведениях, более 150 статей о русском искусстве и художниках на разных языках… Круг его знакомых и друзей огромен, со многими он ведет многолетнюю переписку, что отразилось в его дневниках: М. В. Добужинский, А. И. Анисимов, П. М. Сафронов, Л. Зуров, И. А. Ильин, А. И. Солженицын, С. Юткевич, Н. Е. Андреев, Великая княгиня О. А. Романова, А. К. Бенуа, П. Н. Савицкий, И. Елагин, Н. В. Зарецкий…
Конечно, можно поставить в укор некую пристрастность в его оценке работ Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, П. Корина, К. Малевича. Однако объяснение тому нужно искать в эстетической противоположности этих художников и Е. Е. Климова, всегда остававшегося верным реализму в живописи.
Несколько слов хочется сказать об авторе книги, Валерии Сергееве, с которым Е. Климов познакомился заочно, прочитав его книгу «Андрей Рублев» и записав о ней положительный отзыв в своих дневниках. Завязалась переписка. Они так и не встретились, лишь сын Климова, Алексей Евгеньевич, смог лично познакомиться с Сергеевым в 1990 году; благодаря этому творческому тандему и поддержке Благотворительного фонда им. А. Солженицына была подготовлена эта книга к печати.
Возвращение работ Евгения Климова на родину начнется с посещения его канадского дома Маргаритой Морозовой, его бывшей ученицей. Этой подвижнической деятельности она посвятит более двадцати лет. Благодаря ей и, конечно же, Алексею Климову, имя художника станет известным как в России, так и в Латвии. Он оставил после себя огромное творческое наследие, проявил себя как живописец и график, реставратор и иконописец, искусствовед и писатель-мемуарист. Его дневники – он их вел в течение 70-ти лет – и послужили текстовой основой книги. Думается, дневники эти еще ждут своих серьезных исследователей и издателей.
Достоинство, важность и полезность книги бесспорны, а также бесспорно ее значение для изучающих историю русской эмиграции. Ценность такого издания не только в описании жизни и творчества большого художника, но и в том, что она показывает тот огромный культурный пласт, который еще предстоит изучить.
Читатель несомненно получит большое удовольствие от прочтения этой книги. С одной стороны, он познакомится с творчеством большого самобытного русского художника, с другой – глубже поймет то сложное время, в котором он творил. Поймет желания и чаяния людей, оказавшихся в положении ДиПи.
________________________________
1 Автор книги Валерий Сергеев, пишет: «Нашему мемуаристу, скорее всего, остались неизвестными подробности этой трагической истории, как Анисимов, арестованный в 1930 году по ложному обвинению в шпионаже, был расстрелян в 1937-м.»
ОБ АВТОРЕ
Валерий Николаевич Сергеев (1940–2018) — искусствовед, член Союза писателей России. Автор увидевших свет в серии «ЖЗЛ» в издательстве «Молодая гвардия» и неоднократно переизданных книг «Рублев» (1981, 1984, 1990; в переводах на иностранные языки издана в Болгарии, Венгрии, Сербии, Австрии, Германии, Швейцарии, Италии) и «Андрей Рублев» (2014, 2015), а также книг «Дорогами старых мастеров» (М.: Молодая гвардия, 1982); «Русские православные праздники (М.: Знание, 1986), очерков и статей о древнем и новом искусстве. В.Н. Сергеев скончался 29 апреля 2018 года, через несколько недель после завершения работы над этой книгой.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ