Солженицынские тетради: Материалы и исследования: [альманах]. Вып. 2 / Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына; [гл. ред. А.С.Немзер; худож. С.А.Астафуров].
Голосов: 3, Рейтинг: 3.56 |
Описание
В этом выпуске впервые публикуются очерк писателя из «Литературной коллекции» о М.А.Булгакове, фрагменты переписки А.И.Солженицына с Е.С.Булгаковой (1962–1968), Л.К.Чуковской (1967–1974), Н.Г.Губко (1963–1968). Хроника происходящего в солженицынском пространстве включает информацию о значимых изданиях книг писателя, новинках исследовательской и учебной литературы, конференциях, выставках, спектаклях, документальных фильмах, телепередачах, очередном решении жюри Литературной премии Александра Солженицына. Издание иллюстрировано репродукциями рукописей и фотоматериалами.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Из наследия Александра Солженицына
Александр Солженицын. Из «Литературной коллекции»
Мой Булгаков
Публикация, подготовка текста, вступительная заметка и примечания Н.Д.Солженицыной
«Неожиданному другу…»:
Из переписки Е.С.Булгаковой с А.И.Солженицыным и Н.А.Решетовской (1962–1968)
Публикация, подготовка текстов, вступительная заметка и примечания Н.Д.Солженицыной
«Слово “Самиздат” пишется с большой буквы...»:
Из переписки Александра Солженицына и Лидии Чуковской (1967–1974)
Публикация, подготовка текстов, вступительная заметка и комментарии Е.Ц.Чуковской
СТАТЬИ, ДИСКУССИИ, ВОСПОМИНАНИЯ
И.Б.Роднянская. Попытка не пытка...:
История несостоявшейся энциклопедической статьи о Солженицыне
Е.В.Иванова. Реальность и вымысел в творчестве Солженицына
А.Д.Шмелев. Историческая память слова в прозе Александра Солженицына: мир и воля
И.В.Дорожинская, Г.А.Тюрина. Москва и москвичи Александра Солженицына: Перспективы изучения темы
А.С.Немзер. Колесо в Круге
А.А.Баранович-Поливанова. «Мелко плавает Хемингуэй»
Л.И.Сараскина. «Обустройство» против «Перестройки»: Идейный конфликт 1990-го глазами художника и власти
Невидимка «номер один»:
Николай Иванович Зубов на Тарханкуте
И.В.Куклина. «Глядя на одну и ту же звезду…»
И.А.Хроль. [«Он старался быть полезным людям…»]
Вступительная заметка и примечания Н.Д.Солженицыной
В.В.Туркина. Заметки при чтении книги Б.Сарнова «Феномен Солженицына»
ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА
Премия 2013
Решение жюри
Церемония награждения
Выступления: Л.И.Сараскина, П.В.Басинский, Б.Н.Любимов, А.Э.Скворцов, М.А.Амелин
АРХИВНЫЕ НАХОДКИ
«Мы все милостью Божию пока живы и здоровы, а там как Бог даст»:
Новые сведения о фронтовом пути И.С.Солженицына, отца писателя (1914–1918)
Публикация, подготовка текста, предисловие и примечания Г.А.Тюриной
«Я уродился писателем социальным…»:
Из переписки А.И.Солженицына и Н.Г.Губко (1963–1968)
Публикация и подготовка текстов Т.С.Царьковой и В.В.Радзишевского, вступительная статья Т.С.Царьковой, комментарии В.В.Радзишевского
Раздел подготовлен Г.А.Тюриной
Издания произведений А.И.Солженицына
Литература о творчестве А.И.Солженицына
Документальные фильмы, телепередачи
Конференции, чтения, лекции, обсуждения
Выставки
Произведения А.И.Солженицына в искусстве
Семинар, посвященный трудам и дням писателя
In memoriam
ОБ АВТОРАХ
SUMMARY
CONTENTS
РЕЦЕНЗИИ
Андрей Мартынов
Нобелевский лауреат: от Лескова до Малого театра
Посев. Т.1, 2015. С. 45-47.
Биография и творчество Александра Солженицына (1918–2008) стали предметом пристального исследования уже при жизни писателя. Еще в 1973 году вышла библиография работ об авторе «Матренина двора», составившая 2465 позиций, а в 1980-м — первый том ежеквартальника Solzhenitsyn Studies (редактор Майкл Николсон).
К сожалению, в России серьезное изучение Солженицына запоздало. Если книги самого писателя начали довольно оперативно публиковать еще в годы «перестройки», то число трудов о нем было и остается много скромнее.
Поэтому появление специализированной серии в рамках издательства «Русский путь» нельзя не приветствовать.
<...>
Во втором выпуске продолжена публикация «Литературной коллекции» впервые опубликован мемуарно-литературоведческий очерк «Мой Булгаков». Солженицын вспоминал, что после того, как в 1941 году увидел в легендарном МХАТе «Дни Турбиных», «остался я на многие годы — фронта, тюрем, лагерей — с ощущением моей прямой родности этому загадочному автору – как будто он мой отец или старший брат».
При этом Солженицын сохранял критическое отношение к писателю. В частности, он довольно прохладно оценивал «Бег»: «ощущается придавленность … Срезанный потолок политической мысли, нарочитая измельченность этих мыслей. А есть и переклон к советскости: почти невозможен ординарец Кропилин (правильнее: вестовой Крапилин — А.М.) с его разоблачениями. — А преследование от призрака — уж такой застарелый стандарт мировой литературы, и не убедителен для перехода Хлудова к красным». Отметим, что вероятно, и сам Булгаков сомневался в возможности такого перехода. В частности, поэтому окончательным вариантом стало самоубийство генерала.
Том также содержит переписку Елены Булгаковой с Солженицыным. Александр Исаевич мыслился Еленой Сергеевной «неожиданным другом». Она признавалась, что книга «Нового мира» с «Матрениным двором» и «Случаем на станции Кречетовка» «лежит у меня на столе. Мне дали ее на время, но я постараюсь не отдать». Сами же рассказы называла «изумительными». В свою очередь Солженицын посоветовал организовать первую публикацию «Мастера и Маргариты» в журнале «Москва» — так «выйдет скорее».
Из статей сборника выделяется исследование Андрея Немзера «Колесо в Круге», посвященное, «присутствию в первом романе Солженицына его заветной книги». Автор постепенно вводит читателя в тайну замысла. Лишь в двадцать седьмой главе «Круга» в разговоре Дмитрия Сологдина с Глебом Нержиным выясняется, что последний пишет роман о «новом смутном времени» (революции).
В числе других смысловых пересечений можно указать схожесть типажей героев. Так Илларион Герасимович из «Круга» выступает в определенной степени двойником Петра Ободовского из «Красного колеса». Оба сторонники технической элиты, превосходства труда над словом, они выступают как «делатели», согласно терминологии Солженицына. Есть и образы, продолжающие традицию рыцарей: художник Ипполит Кондрашёв-Иванов и тот же Сологдин в «Круге», историк Ольда Андозерская и генерал-майор Александр Нечволодов в «Колесе». Можно вспомнить и протогонистов автора – Глеба Нержина и Георгия Воротынцева.
В сборнике присутствует статья Людмилы Сараскиной (также члена жюри солженицынской премии) о восприятии горбачевской «перестройки» глазами автора «Крохоток». Обращает внимание, что «запоздалое бесстрашие» с принятием очередных шагов реформ отмечал не только знаменитый писатель-изгнанник, но и добросовестные сотрудники аппарата ЦК КПСС, в частности, помощник генерального секретаря Анатолий Черняев. Одновременно он проводил вполне обоснованные параллели между описанием событий в «Марте Семнадцатого» и весны 1990 года. Как следствие, такой межеумочной ситуации, несмотря на декларируемую «гласность» долгое время сохранялись цензурные препоны в отношении возможности публикаций Солженицына, руководители партии открыто выражали нежелание обсуждать «Как нам обустроить Россию» — «брошюра нам целиком не подходит».
Следует отметить, что это не первая книга «Русского пути» о Солженицыне. Ранее (в том числе и при жизни писателя) издательство публиковало сборники о творчестве нобелевского лауреата, в частности, материалы конференций. Остается надеяться, что и эта традиция не будет забыта.
Виктор Леонидов
Не для, а почему
Булгаков и Солженицын: диалог и полемика
«Ох, до чего неповторимый человек и до чего ужасно, что они не встретились с Михаилом Афанасьевичем – вот была бы дружба, близость, полное понимание друг друга». Так писала в своем дневнике Елена Сергеевна Булгакова. До главного чуда в ее жизни — выхода «Мастера и Маргариты» – оставалось еще несколько лет, но рукопись уже успел прочесть небольшой круг избранных. И в него, безусловно, входил Александр Солженицын. Будущий нобелевский лауреат не скрывал своего восхищения. «Роман «Мастер» ошеломил меня, как и всякого потом последующего читателя, задал работы подумать. Все описание советской Москвы 20-х годов – это был «обычный», неподражаемо блистательный, меткий, неопровержимый Булгаков – никаким советским румянцем этой картины не затереть ни в едином квадратном сантиметре ни во век».
Вышеприведенные строки Александра Исаевича, вместе с рядом других записок писателя и материалов, посвященных его наследию, опубликованы на страницах второго выпуска сборника «Солженицынские тетради». Первый вышел год назад и резонанс имел немалый. Письма Александра Исаевича к несгибаемой Лидии Корнеевне Чуковской, которые он с тайными посыльными слал ей в Переделкино уже из-за границы, ее ответы, заметки Солженицына о творчестве Лескова и Астафьева, статьи, связанные с изучением бездонного солженицынского творчества, – впечатление произвели огромное. И вот прошло совсем немного времени, и вторые «Тетради» увидели свет.
Как уже говорилось, одна из главных жемчужин издания – материалы, связанные с жизнью и судьбой Михаила Булгакова. Статья Солженицына «Мой Булгаков» из цикла «Литературная коллекция» и переписка с Еленой Сергеевной Булгаковой. Женщиной, сотворившей чудо – сумевшей сберечь булгаковское наследие и опубликовать в самые глухие времена «Мастера и Маргариту». Александр Исаевич приходил к ней в дом на Суворовском бульваре. Они беседовали в комнате, из окна которой открывался вид на церковь, где крестили Суворова, почти напротив другая – там венчался Пушкин. Писатель впоследствии вспоминал:
«…Обо всем советском, о литературных кругах и фигурах, говорили мы с ней отчаянно откровенно – да как я говорил бы с Михаилом Афанасьевичем». О самом же Булгакове писал так: «Как будто мой отец или старший брат». Читая у Елены Сергеевны никому не ведомые тогда рукописи, Александр Исаевич делал пометки. Как известно, он никогда ничего не делал просто так. Впоследствии, уже в Вермонте, на их основе, а также используя свой ранний набросок «В доме Булгакова», Солженицын и написал очерк «Мой Булгаков». Это именно его Булгаков, с которым он словно ведет диалог. Яростно, страстно восхищается, часто полемизирует, но всегда предельно остро и обнаженно высказывает свою точку зрения. «…Если евангельский сюжет увиден не непременно глазами Воланда, то глазами совершенно атеистической интеллигенции. (И это пишет сын богослова – правда, и ожесточенный и удушаемый уже полутора десятком раннесоветских лет)». Далее, среди обзора всех известных ему булгаковских шедевров особое внимание уделяет «Мастеру и Маргарите», любуется булгаковским юмором.
Наверное, до недавнего времени мало кто знал, что Елена Сергеевна отдала Александру Исаевичу тетрадь вырезок из газет и журналов, в которых Булгакова не то что критиковали, а просто травили в течение многих лет. Не имея возможности ответить, Михаил Афанасьевич лишь вклеивал в этот кондуит очередную статью-донос. Солженицын исполнил данное вдове мастера обещание и опубликовал этот черный список в «Новом мире» в 2004 году.
Кроме «Моего Булгакова» в тетрадях представлена переписка Александра Исаевича и Натальи Решетовской с Еленой Сергеевной. Письма в основном короткие, с сообщениями о приезде, месте и времени будущих встреч, о состоявшихся и несостоявшихся публикациях. И сквозь все эти лаконичные фразы просвечивается необычайно теплое отношение друг к другу. Если Елена Сергеевна стала символом своего рода «мягкого», но твердого сопротивления правилам того удушливого времени, то Лидия Чуковская была своего рода Жанной д’Арк, знаменем борьбы с огромной тоталитарной машиной лжи. Никого и ничего не боясь, она распространяла свои воззвания, где писала о Сахарове, свободе слова, конечно, о Солженицыне.
На этот раз в «Солженицынских тетрадях» представлены письма, которыми она и Александр Исаевич обменивались с 1967 года до февраля 1974-го – тогда автор «Архипелага» был выслан из СССР. «Благословенье и поддержка человеку, который сейчас, разлученный с семьей и друзьями, оболганный перед своим народом – вот сейчас, сию минуту – ведет поединок с беззаконным насилием», – писала она. Стиль их писем порой напоминает их самих. Они высказываются импульсивно, страстно, наотмашь. Недаром оба так любили Марину Цветаеву. Обсуждают публикации в Самиздате, поведение близких. «Я никогда не пишу для, а всегда только почему. Потому что не могу жить, не написав. Вот и все», – объясняла Лидия Корнеевна.
Ныне, в год столетия Первой мировой, уверен, не останутся незамеченными и другие свидетельства прошлого, подготовленные к публикации на страницах «Тетрадей» Галиной Тюриной. Речь идет о фронтовых дневниках и переписке генерала Зосимы Карпова, командовавшего соединением, в котором служил подпоручик Исаакий Семенович Солженицын, отец будущего нобелевского лауреата. Интересно, что во время Великой Отечественной сам Александр Исаевич почти точно повторил в Восточной Пруссии военный путь своего отца, который описал на страницах «Августа 1914».
Солженицын, как магнит, притягивал к себе людей достойных, представителей старой, чудом уцелевшей интеллигенции. Таких, каким был его соратник по ссылке врач Николай Иванович Зубов. Уверен, для многих открытием станет и переписка Александра Исаевича и Нины Георгиевны Габо. Нина Габо, чей отец был расстрелян на строительстве Беломоро-Балтийского канала, а сын умер после ранения на фронте, сумела поднять четырех дочерей. Она долго работала в журнале «Звезда». Ее рецензия на «Один день Ивана Денисовича» поразила Солженицына, и он обрел нового, душевно близкого друга и корреспондента.
Конечно, в книге представлен и ряд исследовательских статей, где анализируется наследие писателя и его роль в наши дни. Обращают на себя внимание и статья специалиста по творчеству Достоевского и Солженицына Людмилы Сараскиной о том, как не поняли власти и общество предостережение писателя, когда была издана брошюра «Как нам обустроить Россию», и заметки Андрея Немзера «Колесо в круге», и рассказ о последних изданиях Александра Исаевича и выставках, посвященных его жизни и всему, что он оставил.