Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №198. I–2011.
Издательство:
Русский путь
Год выпуска
2011
Число страниц:
238
Иллюстрации:
ч/б
ISBN:
ISSN 0767-7294
Размер:
210×140×12 мм
Вес:
240 г.
Голосов: 5, Рейтинг: 3.42 |
350 р.
Описание
В 198 выпуск журнала «Вестник русского христианского движения» вошли статьи свящ. Павла Адельгейма «Три условия, необходимые для служения и участия в Божественной Литургии», Ольги Седаковой «Вопрос о человеке в секулярной культуре», письма прот. Георгия Флоровского прот. Сергию Булгакову, продолжение работы Симоны Вейль «Разные виды прикровенной любви к Богу», письма Алексея Ремизова к Брису Парэну, два письма прот.Сергия Булгакова к Парэнам и др.
СОДЕРЖАНИЕ
Письмо митрополита Волоколамского Илариона главному редактору «Вестника РХД» Н.А.Струве
Ответ Н.А. Струве митрополиту Волоколамскому Илариону
БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ
«Забывая заднее и простираясь вперед...» Литургическая эволюция на рубеже тысячелетий — священник Антоний Лакирев
Три условия, необходимые для служения и участия в Божественной Литургии — священник Павел Адельгейм
Вопрос о человеке в секулярной культуре — Ольга Седакова
Письма прот. Георгия Флоровского прот. Сергию Булгакову
А вы за кого почитаете меня? — Оливье Клеман
Разные виды прикровенной любви к Богу — Симона Вейль
К 125-летию со дня рождения Г.П.Федотова (1886–1951)
О христианском гуманизме — Г.П.Федотов
Deus sive Amor — Г.П.Федотов
СУДЬБЫ ЦЕРКВИ
Советский рай глазами дяди Коли — Ольга Мартыненко
Крым в 1921 году по письмам учителя Ялтинской мужской гимназии А.В.Попова к родным — А.К.Клементьев, Т.А.Богданова
Записки миссионера о советской России
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
Стихи — Светлана Носова
Три литературных очерка: «Воздух Мандельштама», «О “ледяном атеизме” Георгия Иванова», «Заостриться острей смерти» — священник Константин Кравцов
Человек мечтающий — Елена Сударева
Брис Парэн и Россия — Татьяна Парэн-Майар
Письма Алексея Ремизова Брису Парэну
Два письма прот. Сергия Булгакова к Парэнам
«ВЕСТНИК» 50 лет назад
«Новый мир», № 1, январь 1961 — Никита Струве
Зов пророческий — прот. Алексей Князев
ПАМЯТИ УШЕДШИХ
Памяти Сергея Морозова — Никита Струве
ОТЗЫВЫ О КНИГАХ
Исцеляющий взгляд любви : Доминик Десанти. Неверующая о святой. Встречи с матерью Марией — Александр Медведев
Обозный К.П. «История Псковской Православной Миссии» — Ольга Раевская-Хьюз
«Ю.Н.Рейтлингер (сестра Иоанна) и о.Сергий Булгаков. Диалог художника и богослова. Дневники. Записные книжки. Письма» — Никита Струве
РЕЦЕНЗИИ
Андрей Мартынов
МЕЖДУ «НИЧЕГО» И РУИНАМИ
Новый номер Вестника РХД во многом посвящен литературе
НГ-ExLibris от 31.05.2012 г.
Новый номер журнала имеет довольно большой блок материалов, посвященных литературе. В принципе это неудивительно. Давно замечено, что отечественные писатели в общественном сознании нередко «замещали» собой институт священников. Не духовный пастырь, а литератор стал «учителем жизни». Томас Манн как-то даже заговорил о «святой русской литературе».
И взгляд Манна не исключение. В «Вестнике» приведен биографический очерк о литераторе и редакторе Брисе Парэне, который в престижном издательстве Гастона Галлимара вел «русскую» серию. Парэн вспоминал: «Я русифицировался, я нашел в России многое из того, что мне любо, ценности моего детства, простоту, жизнелюбие, чувство чести». С подачи Парэна были переведены и изданы дневники Льва Толстого и сочинения Ильи Эренбурга, Павел Мельников-Печерский и Исаак Бабель, Александр Грибоедов и Надежда Тэффи. Парэн дружил со многими писателями, философами и художниками русского зарубежья: Алексеем Ремизовым, Семеном Франком, Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. В журнале приводятся письма Ремизова к Парэну, которого он называл на русский манер Брис Олегович. В них в числе прочего обсуждались переводы книг Ремизова и его ученицы и биографа, детской писательницы Натальи Кодрянской.
Не менее любопытна и републикация статьи Никиты Струве, посвященная обзору первого номера журнала «Новый мир» за 1961 год, впервые напечатанная в «Вестнике» 50 лет назад. Интересна она в первую очередь оценками. Вот наудачу несколько цитат: «Беллетристический отдел очень слаб: обширная повесть В.Войновича, бесхитростно озаглавленная «Мы здесь живем», читается поначалу легко: автор правдиво описывает материальное и нравственное одичание советской молодежи… Но из «ничего» повести не сделаешь. Как только читатель отдал себе отчет в том, что герои повести взаправду «здесь живут» и этим ограничиваются, то ему остается на выбор либо бросить чтение, либо промучиться до победного конца». И еще: «Благодаря Маргарите Алигер поэзия не целиком отсутствует: ее стихи, несколько растянутые, все же настоящая, хоть и не большая, поэзия, до которой еще далеко молодым поэтам вроде К.Ваншенкина и Ф.Искандера».
Мостиком от светских к собственно религиозным вопросам в журнале служит интересная статья Ольги Седаковой «Вопрос о человеке в секулярной культуре». Седакова обращает внимание, что следствием постмодернизма оказывается не только утрата индивидом собственной идентичности (что, собственно, уже не ново), но и акцентирование в культуре в первую очередь негативных черт общества. Последнее зачастую принимало анекдотические формы, когда, например, Жак Деррида заявил: «В начале были руины». Но ведь, прежде чем что-нибудь превратится в развалины, это что-нибудь должно быть построено.
Отдельный вопрос: каким образом можно (и можно ли вообще) преодолеть негативный тренд?
Из религиозно-философских материалов журнала хотелось бы обратить внимание на письма Георгия Флоровского к Сергию Булгакову, статьи Георгия Федотова, продолжение перевода трактата Симоны Вейль «Разные виды прикровенной любви к Богу», а также на небольшую заметку о, к сожалению, малоизученном историке религии Антоне Карташеве.
Такой вот получился номер «Вестника». Литература и религия. Есть журнал «Наука и религия». «Литература и религия» тоже хорошо.