Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новинка
Соколов В.Н. И всё равно — Москва! : стихотворения и поэмы / Владимир Соколов; [сост., подгот. текста и предисл. М.Е. Роговской-Соколовой].

Соколов В.Н. И всё равно — Москва! : стихотворения и поэмы / Владимир Соколов; [сост., подгот. текста и предисл. М.Е. Роговской-Соколовой].

Автор(ы): Соколов В.Н.
Издательство: Русский путь
Год выпуска 2024
Число страниц: 152
Иллюстрации: фронтиспис, вкл. 4 с.
ISBN: 978-5-85887-560-4
Размер: 205х135х13 мм
Вес: 260 г.
Голосов: 1, Рейтинг: 3.3
420 р.

Описание

Владимир Николаевич Соколов (1928‒1997) — русский советский поэт, эссеист и переводчик, кавалер ордена Кирилла и Мефодия (Болгария, 1977), лауреат Государственной премии СССР (1983), Международной премии имени Н. Вапцарова (1989), первый лауреат Государственной премии России им. А.С. Пушкина (1995), Международной Лермонтовской премии (1996), награждён многими государственными наградами СССР и Российской Федерации. При жизни поэта было издано более 30 сборников стихотворений и переводов, в том числе двухтомное собрание сочинений, ряд его стихотворений переведён на европейские и восточные языки.
Сборник составили стихотворения и поэмы Соколова, связанные с Москвой — любимым городом поэта, где он жил и работал всю жизнь. Любовь к Москве — одна из сквозных тем поэзии Соколова, многие тексты написаны во время прогулок по городу.



ИЛЛЮСТРАЦИИ


СОДЕРЖАНИЕ


М. Роговская-Соколова. Предисловие

СТИХОТВОРЕНИЯ

«Какая маленькая ты у нас, Москва!..» 
«Победных дней незатемнённый свет...»
Андроников монастырь
Новоарбатская баллада
«Красивый, старый, чёрный дом...»
«Из переулка сразу в сон...»
«Крыши намокли...»
«Дайте мне почитать мою новую книгу...»
Дом с мезонином 
Метаморфозы 
«Я не хочу объяснять...»
Весна на Арбате
«Как много зонтиков... Но где же твой?..»
«О двориков московских синяя...»
«Шёл я между московских стен...»
Ромашка
«Это в первый раз я заметил...»
«В том переулке, где я ждал тебя...»
«Листья летят, как утраты...»
«Этих первых узнаю...»
«Я люблю незнакомые улицы...»
«Надо дать отдохнуть глазам...» 
«Зима. Почерневших деревьев аллеи...»
Из цикла «Любовь к Болгарии» («В прозрачной осенней Софии...») 
Январь 
«Большой зимы строительный каркас…» 
«С деревьев галки осыпают иней…» 
Встреча 
«По следам прошлогоднего солнца…» 
«Как хочется что-нибудь спеть…» 
«О, где ж этот мальчик, которому…»
«Как перед тайным побегом…» 
Снег в сентябре 
«Мимо Новодевичьего кладбища…» 
«Жизнь прошла. И как перед началом…» 
«Ещё лет десять буду молодым…» 
«Когда я после смерти вышел в город…» 
«Ладно. Сколько бы там ни осталось…» 
Спасоналивковский переулок 
Посещение 
«Несостоявшаяся жизнь! Надежда!…» 
«Дождь оборвал на полуслове…» 
«Так был этот закат знаменит…»
Патриаршие пруды 
«Как вечернее стихотворенье…» 
Зимняя звезда 
«Это так и останется тайной…» 
«Жду тебя…» 
«Я за столько лет не нагляделся…» 
«Если была у меня любовь…» 
«Хорошо и то, что я не знаю…» 

ПОЭМЫ

Сюжет 
Александровский сад


ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


Замечательный человек жил в XX веке в Москве. Знал её всю — каждую улицу, улочку, переулок, бульвар, храмы, парки. Места людные, шумные, всему миру известные; места тихие, укромные, с их старинными двориками, с особыми московскими красками, запахами и звуками. 
Да, Он знал Москву, беззаветно любил её и воспел голосом тончайшего лирика и великого гражданина своего Отечества — России.
Творениями своими он возвёл памятник нашей Москве на века. Имя этого москвича — Владимир Соколов. Это имя узнала и полюбила читающая Россия. Стихами Владимира Соколова зачитывались несколько поколений. Его муза оказала большое благотворное влияние на развитие русской поэзии ХХ века.
Лауреат Государственной премии СССР, он стал первым лауреатом Государственной премии России им. А.С.Пушкина и Международной Лермонтовской премии. 
Владимир Николаевич Соколов родился 18 апреля 1928 года на Тверской земле, в городе Лихославле. Всю свою жизнь он жил и творил в Москве и любил её как  преданный сын. 
Первые стихи Соколова появились в печати в 1948 году. Уже с конца пятидесятых он становится выдающимся лирическим поэтом России и главным лирическим летописцем поколения, чье детство и юность пришлись на войну. В 1952 году Соколов окончил Литинститут им. Горького, годом позже вышел его первый поэтический сборник «Утро в пути». Всего при его жизни было издано более 30 сборников стихотворений и переводов, в том числе двухтомное собрание сочинений. Владимир Соколов блестяще работал как переводчик. Его собственные стихи переведены на европейские и восточные языки.
Ещё при жизни он был признан классиком русской поэзии ХХ века. «Едва ли кто-нибудь станет спорить с тем, что стихи Владимира Соколова — классика русской поэзии ХХ века. Это очевидно, а поскольку очевидно это в конце столетия, когда, как говорится, есть из кого выбирать и с кем сравнивать, то, полагаю, «приговор» этот окончательный и обжалованию не подлежит», — писал Юрий Поляков. 
Некогда критика, стараясь разобраться в глубокой, многогранной лирике Соколова, определила его, как мэтра «тихой поэзии». «Но если слово тихий и подходит к нему, то лишь в том смысле, в каком это слово подходит к названию океана», — писал тот же  автор.
«Соколов был одним из немногих поэтов, на ком сходились вкусы всех профессионалов-литераторов», — утверждал Евгений Евтушенко. 

Владимир Николаевич много ездил по России и другим странам, видел разные чудеса света, но страстно, уверенно признавался:

Если была у меня любовь,
То это ты, Москва.

По произведениям Мастера можно начертить поэтическую карту столицы. Вслушайтесь: «Новоарбатская баллада», «Спасоналивковский переулок», «Патриаршие пруды», «Весна на Арбате», «Речной вокзал», «Снег валится на скамью, на Замоскворечье», «О двориков московских синяя, таинственная глубина…», «Я шёл Манежем», «Мимо Новодевичьего кладбища», «Андроников монастырь», «Гоголь ночью», «Дом с мезонином» и т. д., и т. д.
А его поэмы! «Улица», «Сюжет», «Александровский сад», «Пришелец». Сколько московских мест упоминается в них, причём не походя, а с особым оттенком, с определённым чувством причастности событиям эпохи, с неизменным интересом и любовью к москвичам. А сограждане, именитые коллеги называли его почётным москвичом. 
Вся Москва пронизана линиями маршрутов великого её певца. <...>


РЕЦЕНЗИИ

Виктор Леонидов

В изломах крыш и в смутных линиях

НГ EX LIBRIS. 07.08.2024

Он не гремел с эстрады, как его современники и коллеги по поэтическому цеху Андрей Вознесенский или Евгений Евтушенко. Но также стал одним из символов «оттепели» в СССР. Сборники стихов Владимира Николаевича Соколова (1928–1997) раскупались читателями с ходу. Потому что в своих строфах он говорил о простых человеческих чувствах, о любви. И еще был одним из немногих, кто воспевал красоту родных городов и разрушенных церквей, очарование старых домов и двориков, чудом сохранившихся в прежние времена.

«Мне нравятся книги, которые пахнут асфальтом и серым дождем городских площадей. Мне нравятся книги, в которых, как в лужах, отражаются старинные здания и фонари. Мне нравятся книги, в которых есть загибающийся в неизвестность переулок; в которых любовь появляется из-за угла и складывает мокрый зонтик», — писал он. И вот спустя почти двадцать лет после смерти Владимира Николаевича вышел еще один сборник его стихов. Сборник признаний любви к древней столице, к ее очарованию и истории:

Мы бережем теперь. Не берегли
Тогда, когда пленительные храмы
Во имя отчей будущей земли
Среди великой всероссийской драмы
Взлетали к небу в громе и пыли.

Он очень любил сочинять стихи, бродя по столице, особенно обожал арбатские и замоскворецкие переулки. И очень ценил Андроников монастырь:

Не умерли, не умерли
Твоей любви благодаря
Те сумерки, те сумерки,
Когда шел снег, в ветвях паря
Над желтизной календаря
Андроникова монастыря,
Когда остановились мы
И поняли, что это — мы
В рублёвском свете фонаря.

Он мог найти поэзию и прелесть в любых уличных сценах, его восторг вызывали самые простые люди, обычная жизнь. Стихи Соколова порой напоминали картины малых голландцев с их влюбленностью в неторопливый быт родных мест:

О двориков московских синяя,
Таинственная глубина!
В изломах крыш, и в смутных линиях
Доверчивость и тишина. 

Когда ж дверьми мальчишки хлопают,
Хохочут, торопясь к звонку,
И валенками глухо хлопают, 
По наметенному снежку,

Когда с бидонами молочницы,
Грохочут от двора к двору
И пересчитывают трешницы,
Где эта тайна поутру?

Поэт вглядывается в карнизы старых домов, в купола и словно кожей ощущает древнюю, забытую, в те годы запрещенную и все равно живую и вечную историю: «Мимо Новодевичьего кладбища, / Мимо красных стен монастыря, / Вечером мы шли, как будто клад ища, / Устали у скупого фонаря. / Здесь лежит уже такая силища / Мысли, чувства (пусть не без греха), / И державный чин у врат чистилища, / И радетель русского стиха».

Сборник подготовила и написала предисловие верная спутница жизни поэта Марианна Роговская-Соколова. «Замечательный человек жил в ХХ веке в Москве. Знал ее всю — каждую улицу, улочку, переулок, бульвар, храмы, парки… Да, он знал Москву, беззаветно любил и воспел голосом тончайшего лирика», — обращается она к читателям в самом начале книги.


Виктор Леонидов

Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 13.06.2024


Вышла книга замечательного поэта Владимира Соколова «И всё равно — Москва! : стихотворения и поэмы» (Москва: Русский путь, 2024).

Владимир Николаевич Соколов (1928–1997) принадлежал к числу тех поэтов, которых часто называли «тихими лириками».

Он не писал громогласных стихов, не звал на стройки коммунизма, а писал просто об окружающей жизни, о любви и исчезающих домах старой Москвы, о тех простых чувствах, которые делают нас людьми. Владимир Николаевич не гремел на эстрадах, как Евгений Александрович Евтушенко или Андрей Андреевич Вознесенский, но советские читатели любили его стихи и раскупали книги. Потому что в строках Соколова была удивительно душевная, искренняя интонация. Такому поэту веришь сразу: «Я устал от двадцатого века, / От его окровавленных рек. / И не надо мне прав человека, / Я давно уже не человек. / Я давно уже ангел, наверное, / Потому что, печалью томим, / Не прошу, чтоб меня легковерно / От земли, что так выглядит скверно, / Шестикрылый унес серафим».

Он очень любил Москву, особенно старую, и сочинял стихи, бродя по арбатским и замоскворецким переулкам. Вспоминал о разрушенных домах, церквях и монастырях, когда это совсем не приветствовалось.

«А вот еще грустней. Как маленький пустырь / Краеугольный след разрушенного дома. / Лишь купы галок шумно и весомо / Мне говорят, что рядом монастырь. / Несостоявшаяся жизнь! В надежде, / Что там одни мы будем — между дел, — / Сказала: поглядим, что было прежде. / А я войти туда не захотел».

Он буквально кожей чувствовал историю, подлинное прошлое, спрятанное почти наглухо в те года. «Мимо Новодевичьего кладбища, / Мимо красных стен монастыря / Вечером мы шли, как будто клад ища, / Встали у скупого фонаря. / Здесь лежит уже такая силища / Мысли, чувства (пусть не без греха) — / И державный чин у врат чистилища, / И радетель русского стиха».

И вот сегодня мы имеем новую возможность прикоснуться к слову этого светлого лирика. В московском издательстве «Русский путь» вышел сборник стихов Владимира Соколова с предисловием спутницы жизни поэта Марианны Роговской-Соколовой.

«Замечательный человек жил в ХХ веке в Москве, — пишет она. — Знал ее всю — каждую улицу, улочку, переулок, бульвар, храмы, парки. Места людные, шумные, всему миру известные; места тихие, укромные, с их старинными двориками, с особыми московскими красками, запахами и звуками».

Лауреат Государственной премии СССР, он стал первым лауреатом Государственной премии России имени Александра Сергеевича Пушкина и Международной Лермонтовской премии.

«…Мне нравятся книги, которые пахнут асфальтом и серым дождем городских площадей. Мне нравятся книги, в которых, как в лужах, отражаются старинные здания и фонари», — писал Владимир Соколов. И именно такой сборник стихов читатели сегодня могут взять в руки.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ