Муравьева О.С. Пушкин и Наполеон: Диалоги
Оценить (Нет голосов) |
Описание
В книге филолога-пушкиниста О.С. Муравьевой в живой диалогической форме рассматривается образ Наполеона в творчестве Пушкина и изменение этого образа на протяжении жизни поэта. Форма повествования задана посвященным Наполеону пушкинским стихотворением «Герой» (1830), где участники диалога ведут разговор об отношении к историческому персонажу, отличиях реальности от вымысла, «низких истин» от «возвышающего обмана». Собеседники в книге исследователя — наши современники, в их диалогах широко цитируются письма и мемуары, стихотворения и публицистические статьи пушкинского времени, труды известных историков; порой в героях и событиях прошлого обнаруживается сходство с фигурами и сюжетами сегодняшними. Издание иллюстрировано репродукциями рукописей и рисунков Пушкина, работами художников и скульпторов конца XVIII ‒ начала XX века, представляющими различные интерпретации образа Наполеона.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся литературой и историей.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Диалог первый
«Сей ратник, вольностью венчанный…»
Диалог второй
«Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель?»
Диалог третий
«Оставь герою сердце…»
Литература
Исторические личности, упоминаемые в диалогах
ОТ АВТОРА
Пушкин и Наполеон — исторические личности, на первый взгляд очень далекие друг от друга. Между тем образ Наполеона присутствовал в творчестве Пушкина на протяжении всей жизни поэта, его представления о Наполеоне менялись по мере того, как менялся он сам, как все
более сложными и глубокими становились его исторические концепции. Можно сказать, что в книге рассматривается пушкинский вариант «наполеоновской легенды» — образа Наполеона, созданного несколькими поколениями поэтов, прозаиков и кинематографистов.
Избранная здесь не совсем обычная форма изложения задана пушкинским текстом. Стихотворение Пушкина «Герой» (1830) написано в форме диалога: Поэт и Друг, споря о Наполеоне, говорят о том, чем определяется отношение к историческому персонажу, как отличить правду от вымысла, «низкие истины» от «возвышающего обмана». В этой книге наши современники — Историк и
Друг — обсуждают те же и многие другие проблемы, так или иначе связанные с пушкинскими стихотворениями и заметками о Наполеоне.
Наши вымышленные герои — люди начитанные и образованные, в разговорах они широко цитируют письма и мемуары, стихотворения и публицистические статьи пушкинского времени, ссылаются на труды известных историков. При этом они порой обнаруживают в героях и событиях далекого прошлого близкие нам сегодня сюжеты и проблемы. Историк и Друг то соглашаются, то спорят друг с другом, печалятся и шутят, фантазируют и вспоминают.
Надеюсь, что читателям будет интересно следить за их беседой и, может быть, продолжить со своими друзьями этот разговор о Пушкине и Наполеоне, о драмах и уроках истории.
РЕЦЕНЗИИ
Виктор Леонидов
Тьмы низких истин…
Александр Сергеевич и Бонапарт
НГ-ExLibris, 05.04.2023
Строки Пушкина цитируются всегда. Просто потому, что он помогает жить. Его светлый гений дает надежду, особенно в непростые времена. Как часто, к месту и не очень, вспоминают, к примеру, знаменитые слова: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман». Однако не каждый помнит, как и когда они появились. Александр Сергеевич написал их в 1830 году, находясь в Болдине, окруженный холерными карантинами. Его знаменитая Болдинская осень дала мировой литературе много шедевров. И одним из них стало стихотворение «Герой». Именно там и засияли «низкие истины».
«Герой» не дает покоя пушкинистам уже который век. Необычность построения и завораживающий тайный смысл этого произведения порождает все новые и новые гипотезы тех, кто пытается проникнуть в сокровенный и бездонный замысел великого поэта. И одной из них стала пушкинистка, сотрудница Пушкинского Дома, участник почти всех последних изданий Пушкинской комиссии Академии наук Ольга Муравьева. Именно «Герой» стал основой ее изящного исследования «Пушкин и Наполеон».
«Герой» Пушкина – это диалог двух героев – Друга и Поэта на темы о том, что такое настоящий тиран – мучитель или герой. И одним из главных предметов их спора является Наполеон Бонапарт. Правда, ряд исследователей считают, что спорщики обсуждают не только деяния Наполеона, но и бесстрашную поездку Николая I в охваченную холерой Москву. «Пушкин и Наполеон» – размышления о роли Бонапарта в творчестве великого поэта – Муравьева выстроила также в стиле пушкинского великого стихотворения. Ее книга – это также диалог двух главных действующих лиц – Историка и Друга.
Работа читается очень легко. Герои спорят, затрагивая фундаментальные проблемы, которые волновали Александра Сергеевича. Перебивают друг друга, приводят свои соображения о том, как воспринимал Наполеона поэт в разные периоды своей короткой жизни.
Здесь и знаменитая строфа: «Хвала!.. Он русскому народу/ Высокий жребий указал/ И миру вечную свободу/ Из мрака ссылки обещал». Здесь и другие строки: «Сей муж судьбы,/ Сей странник бранный,/ Пред кем унизились цари/ Сей всадник, папою венчанный,/ Исчезнувший, как тень зари». И конечно: «Напрасно ждал Наполеон,/ Последним счастьем упоенный,/ Москвы коленопреклоненной/ С ключами древнего Кремля./ Нет, не пошла Москва моя/ К нему с повинной головою...»
«Певец империи и свободы» – так удивительно точно назвал Пушкина философ-эмигрант Георгий Федотов. Поэт действительно любое явление, любое чувство мог в одной строке рассмотреть с самых разных сторон сквозь только ему одному доступный «магический кристалл».
Эта книга необычайно интересна. Потому что через фигуру Наполеона Пушкин размышлял о том, что есть власть и стоят ли исторические победы испытаний для народа. И продолжал восхищаться Россией, сумевшей сложить к своим ногам знамена одного из самых величайших полководцев и государственных деятелей в мировой истории.
ОБ АВТОРЕ
Ольга Сергеевна Муравьева — кандидат филологических наук, cтарший научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), заместитель председателя Пушкинской комиссии РАН.
Окончила факультет русского языка и литературы Ленинградского педагогического института (1972) и аспирантуру ИРЛИ (1977). Защитила кандидатскую диссертацию «Повесть “Пиковая дама” в идейно-художественных исканиях А.С. Пушкина 1830-х годов» (1979). С 1992 — старший научный сотрудник Отдела пушкиноведения ИРЛИ.
Область научных интересов — проблемы поэтики в творчестве Пушкина. Участник коллективных трудов: «Пушкин: Исследования и материалы» (Л., 1989 ‒ СПб., 2003. Т. 13, 14, 16, 17); «Временник Пушкинской комиссии» (Л., 1991); «Легенды и мифы о Пушкине» (СПб., 1999); Полное собрание сочинений А.С. Пушкина в 20 т. (СПб., 1999‒…); «Быт пушкинского Петербурга» (в 2 т. СПб., 2003, 2005); член редакционной коллегии издания «Пушкинская энциклопедия» (СПб., 2009‒…).
Автор книги «Как воспитывали русского дворянина» (М., 1995), нескольких десятков статей о Пушкине и его эпохе в различных изданиях.